Компаративістські дослідження релігії
Постійне посилання зібрання
Галузь і проблематика: в збірці статей та рефератів, що присвячені деяким соціальним проблемам сучасного релігієзнавства містяться матеріали, які підготували учасники дослідницького проекту науково-дослідного центру «Компаративістські дослідження релігії» філософського факультету Одеського національного університету ім. І.І. Мечникова.
Переглянути
Перегляд Компаративістські дослідження релігії за Дата публікації
Зараз показуємо 1 - 20 з 32
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Програма курсу: «Конвергентні процеси в релігійному житті другої половини ХХ століття»(2004) Мартинюк, Едуард Іванович; Мартынюк, Эдуард Иванович; Martyniuk, Eduard I.Мета і задачі курсу «Конвергентні процеси в релігійному житті другої половини ХХ століття» в навчальному процеси.Документ Православное миросозерцание и правовая ориентация(2004) Шевцов, Сергей Павлович; Шевцов, Сергій Павлович; Shevtsov, Serhii P.По моему глубокому убеждению, сам характер богословия, как он был принят и развивался в Восточной Церкви свидетельствует о самых существенных чертах мировоззрения населения Византийской империи (трудно сказать вполне определенно, но, вероятно, в первую очередь - греков), поэтому обойти его при исследованиях, связанных с формированием интересующего нас типа правосознания, было бы ошибкой. Но тогда возникает проблема поиска такой методологии, которая позволила бы нам усмотреть те черты, что могли бы быть найдены за богословскими текстами и в то же время указывать на определенный тип правосознания, определяя или порождая оба явления. Стоит ли говорить, что поиски подобного «первоисточника», мягко говоря, проблематичны.Документ Диалог науки и религии в философском наследии А. Ф. Лосева(2004) Петриковская, Елена Сергеевна; Петриківська, Олена Сергіївна; Petrykivska, Olena S.Под наукой обычно понимают совокупность утверждений относительно фактов, имеющих место в мире, отвечающих требованиям формальной непротиворечивости, статистичности, воспроизводимости, естественности, причинно-следственной связности, опытной проверяемости, интерсубъективности. Принято считать, что наука способствует разрушению традиционных религиозных представлений, кризису религиозного мировоззрения. К ХХ веку стало ясно, что позитивистские утверждения о науке, например, о ее всесилии, нуждаются в уточнении. Религиозный философ А. Ф. Лосев внес свой вклад в осмысление феномена науки, показал, что процесс научного познания и путь духовного восхождения неотрывны от культурно-исторической практики, истина едина, науку отличает особый способ освоения субъектом истины, который не противостоит религиозному развитию человеческой личности.Документ Эволюция ведийского ритуала (к вопросу о генезисе религиозного сознания)(2004) Секундант, Сергей Григорьевич; Секундант, Сергій Григорович; Secundant, Serhii H.Веды представляют собой наиболее древние религиозные тексты, которые дошли до нас не в виде разрозненных отрывков, как это имеет место в случае других древних религиозных текстов, а в достаточно полном виде. На это указывал еще в конце прошлого века известный санскритолог и знаток ведийской религии А.Хиллебрандт, который по этому поводу писал: «Санскритская филология по сравнению с исследованиями в области классической древности (Altertumskunde) имеет то преимущество, что она не должна свои знания всех сакральных текстов черпать из отдельных случайных данных, но имеет в своем распоряжении учебники, которые составляют основу знания жертвоприношений жрецов». Наличие столь древней и богатой комментаторской литературы делает этот памятник уникальным и незаменимым источником не только для изучения истории религиозной мысли, но и для решения таких важных теоретических проблем, как проблема возникновения религиозного знания, его структуры и сущности.Документ Методологические принципы в научном и религиозном знании(2004) Николенко, Олег ВладимировичМетодологические принципы, организующие систему научного знания, могут играть конструктивную роль и в организации системы религиозного знания. Возникает проблема эвристичности тех методологических принципов, которые релевантны в научной парадигме, но отвергаются, например, в религиозной парадигме. Следует ли из этого вывод о несостоятельности той картины мира, в которой эти методологические принципы ранее рассматривались как универсальные? Решение этих проблем является одним из условий реализации корректного диалога между наукой и религией.Документ Перспективы сближения духовного и светского образования(2004) Лобазов, Петр Кузьмич; Панков, Александр АнатольевичОсенью 2002 года социологи Благотворительного фонда «Церковно-светского согласия» (руководитель – профессор Лобазов П. К.) и Научно-исследовательского центра «Компаративистских исследований религий» философского факультета Одесского национального университета им. И. И. Мечникова (руководитель доцент Мартынюк Э. И) провели экспертный опрос, посвященный перспективам сближения духовного и светского образования.Документ До проблеми есхатологічного трактування філософії історії на прикладі творчості Е. Сведенборга та Г. Сковороди(2005) Чернега, Тетяна МиколаївнаПроблема есхатологічного трактування філософії історії на прикладі творчості Е. Сведенборга та Г. Сковороди є не вельми дослідженою, проте дуже цікавою та важливою, адже саме за допомогою порівняння, на нашу думку, провіденціального трактування історії з релігійно-філософськими пошуками позацерковних містиків Сведенборга та Сковороди можна краще зрозуміти як сутність вчення останніх, так і їх внесок у розробку важливіших проблем філософії історії — її смислу, завершеності, посмертних долей людства тощо.Документ Конфессиональная одещина: состояние и тенденции(2005) Лобазов, Петр Кузьмич; Сенчук, Анатолий МихайловичПосле распада СССР ушла в прошлое политика противостояния государства и церкви. Это убедительно доказывает история последних лет Украины. Церковь возродилась, укрепила свои материальные, кадровые, политические и общественные позиции, стала органическим и весьма влиятельным фактором жизни украинского народа. Возрождение религиозности — естественный и закономерный процесс. Коль люди имеют конституционное право на свободу вероисповедания и испытывают потребность в боге, государство обязано обеспечить церкви нормальные условия существования, развития и деятельности.Документ Східна і західна моделі християнства в Україні: соціально- культурний аспект (XVII ст.)(2005) Бевзюк, Наталя Петрівна; Bevzyuk, Natalia P.У зв’язку з розколом, а потім загибеллю Римської імперії (476 р.) поступово формується два геополітичних простори християнства, які оста- точно склалися у Х ст. Вони (православ’я — східне християнство і католицизм — західне християнство) увібрали в себе традиції, вірування, культуру, соціально-політичні та економічні особливості конкретних країн та народів. Згодом це визначило особливості двох християнських світів.Документ Синкретический диалог и различные структуры знания(2005) Аксененко, Артур Викторович; Николенко, Елена Олеговна; Николенко, Олег ВладимировичПопулярность обращения к диалогу и диалогической форме организации знания в различных предметных областях имеет своим следствием потерю четкого значения соответствующих понятий. Во многих случаях эта же концептуальная расплывчатость приводит к тому, что «диалогичность» может фактически использоваться без ее концептуальной экспликации и соответственно без терминологической фиксации. Такая двухкомпонентная «концептуальная расплывчатость» диалогической организации знания свидетельствует о её фактической синкретичности. Диалог обычно используется как способ установления соответствия между такими модальностями знания, корректные отношения между которыми представляют нетривиальную проблему.Документ Про вплив світобачення Григорія Сковороди на українське духовне християнство (друга половина XVIII – перша половина ХІХ ст.)(2005) Чернега, Тетяна МиколаївнаДана стаття присвячена такій ще не до кінця вивченій у літературі проблемі, як ідейний зв’язок Григорія Сковороди з сектантством та його вплив на основні секти півдня України XVIII – XIX cтоліття — духоборів, молокан, немоляків, менонітів, штундистів, баптистів, євангелістів. Метою даної статті є спроба дослідити також спадковість між сектами на Україні, їх еволюційний розвиток.Документ Поликонфессиональная религиозная ситуация в современной Украине в контексте проблемы национальной безопасности(2005) Панков, Александр АнатольевичАктуальность рассматриваемой в статье проблемы определяется прежде всего тем, что «Украина как целостность продолжает искать свою культурную, этническую и религиозную идентичность, без которой невозможно сконструировать безопасный и устойчивый порядок, базирующийся на адекватном представлении о мотивах и целях социальных субъектов, их культурных и религиозных предпочтениях, попытках отыскать себе подобных в социальном пространстве или же дистанцироваться от неприемлемых, навязанных общностей». Нас в данном случае интересуют не только религиозная идентичность Украины, поиск которой весьма затруднён в ситуации полирелигиозности и поликонфессинальности современного мира; в ситуации активнейшей миссионерской деятельности зарубежных религиозных (в первую очередь, протестантских) организаций; в ситуации глубокого внутриорганизационного кризиса в самых различных религиозных организациях; но также взаимосвязь этих процессов с национальной безопасностью Украины.Документ Человек в философской и богословской рефлексии ХХ столетия: антропологическая тема в творчестве Г.В. Флоровского(2009) Петриковская, Елена Сергеевна; Петриківська, Олена Сергіївна; Petrykivska, Olena S.Сложилась определенная традиция подачи творчества Г.В. Флоровского (1893 — 1979) — философа, богослова, историка. Чаще всего перед нами жизнеописание, напоминающее больше агиографию, чем научную литературу. Это связано с тем, что мировоззрение мыслителя на протяжении всей его жизни эволюционировало в сторону все большей ортодоксальности традиционного православного богословия.Документ Диалог как конвергентный процесс религиозной жизни второй половины ХХ века(2009) Мартынюк, Эдуард Иванович; Никитченко, Елена Эдуардовна; Мартинюк, Едуард Іванович; Martyniuk, Eduard I.В религиоведении, как нам представляется, накоплен определённый опыт не только участия в самом диалоге, но и в его изучении, адекватном восприятию этого процесса его непосредственными реализаторами. Изучение базируется на понимании отношений, сложившихся между религиями в истории человечества, характеристике предпосылок к современному межрелигиозному диалогу.Документ Экуменическая деятельность О. Георгия Флоровского в контексте наследия русской религиозно-философской традиции(2009) Панков, Александр АнатольевичАктуальность наследия русской религиозно-философской традиции вызвана, прежде всего, тем, что в настоящее время представители многих областей гуманитарного знания, и, прежде всего, философы и социологи, обращаются к трудам и примерам практической деятельности представителей этой традиции в поисках ответов на вопросы, которые ставит нам наша действительность.Документ Проблема модернізації християнства у релігійній філософській думці початку ХХ ст.(2009) Білянська, Олена ЮріївнаПроблема людини завжди знаходилася в центрі уваги релігійної філософії. Реальний у гуманізм буржуазному суспільстві виявився такою ж нездійсненою мрією, як в у епоху феодалізму. Дегуманізація суспільства наприкінці XIX — поч. XX ст. народила у філософії нові ірраціоналістичні напрямки, які проблему людини розглядали із кардинально інших позицій. Філософія у пошуках вирішення проблеми людини все більш зверталася до екзистенціалізму, персоналізму та релігії.Документ О перспективах светско-церковного сотрудничества в Украине(2009) Лобазов, Петр КузьмичОсновные принципы церковно-светских взаимоотношений в различные периоды истории и в разных государствах весьма разнообразны. В Российской империи, в составе которой находилась Украина, церковь была органической частью государственной машины управления.Документ Г. В. Флоровский: "Путь, начавшийся в Одессе: фрагменты интеллектуальной биографии(2009) Голубович, Инна Владимировна; Голубович, Інна Володимирівна; Golubovych, Inna V.«Уроженец окраинного города империи — многоязыкой и многоконфессиональной Одессы, сын иерея Русской Православной Церкви, питомец университетских центров Одессы и Праги, созидатель Свято-Сергиевского института в Париже и Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, один из отцов основателей Всемирного Совета Церквей,... гражданин Града, имеющего прочные основы», — так образно определил основные вехи жизненного и интеллектуального пути ярчайшего представителя русской православной мысли XX века Г. Флоровского (1893-1979) известный славист Дж. Уильямс.Документ Переднє слово, написане Георгієм Флоровським до книги Марти Богачевської-Хом'як "Сергій Трубецькой. Інтелектуал серед інтелігенції в передреволюційній Росії"(2009) Сумченко, Ірина В'ячеславівнаСорок п'ять років тому в Парижі я написав статтю про Сергія Трубецького, підкреслюючи його значущість для російської філософії та для релігійної думки, насправді акцентуючи увагу на їхньому невід'ємному зв'язку. Політична роль Трубецького, важливість його університетської діяльності, значення роботи співробітником в Московському Психологічному Товаристві, були пізніше непоміченими, як і багато аспектів минулого Росії. Це особливо стосується тих філософів Росії, які не відповідали упередженому шаблону прогресивної філософії, так само як і тих, хто не ставив драматичних запитань. Моя власна книга «Пути русского богословия» («Шляхи російського богослов'я») зустріла холодне мовчання.Документ "Эмерджентные модули" в методологии преодоления проблемных ситуаций: "принятие решения" и "свобода воли"(2009) Николенко, Олег ВладимировичСложные этические или теологические проблемные ситуации, как сложные системы, очень трудно или же вовсе невозможно описать с помощью разбиения на элементарные составляющие, суммой которых являлась бы система. Описания таких систем допускают много уровней детализации. Но переход с некоторого уровня описания на более общий уровень часто связан с необратимой потерей информации. Но, в то же время, такой переход бывает необходим для получения «работоспособного» описания, адекватного решаемой задаче.