Δόξα / Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології
Постійне посилання зібрання
Галузь і проблематика: сприяння розвиткові найширшого спектру сучасних підходів, активному їх упровадженню в дослідницьку практику та утвердженню високих стандартів університетського викладання різних дисциплін на основі досягнень сучасної філософії, філології та гуманітарних наук.
Повні тексти видання доступні на сайті Нб за посиланням:
http://lib.onu.edu.ua/doxa/
Переглянути
Перегляд Δόξα / Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології за Дата публікації
Зараз показуємо 1 - 20 з 281
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Человек смеющийся(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Ярош, Лина А.Смех разнообразен по своим истокам и формам выражения, но всегда является знаковым событием человеческой жизни. Смехом человек заявляет о себе как о родовом существе уже в раннем детстве, около сорокового дня после рождения. Первая улыбка, радостный смех — признаки здорового, нормального развития ребенка. В первую очередь смех говорит о пробуждении душевной жизни человека. Улыбкой, смехом ребенок, еще не умея говорить, как бы заявляет – я человек.Документ Веселая строгая наука(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Иванова-Георгиевская, Нелли АдольфовнаВыясняя возможность и механизм формирования трансцендентальной установки, позволяющей в наиболее точном смысле слова реализовать философский взгляд на мир, К.-Х. Лембек в качестве позиции, наиболее близкой искомой, называет иронию. И действительно, как бы ни определяли сущность иронии – или по-кьеркегоровски как «очистительное крещение» души, или по-шлегелевски как «трансцендентальную буффонаду», – иронический взгляд уличает любого в беззаконности присваивания себе права на окончательное суждение, ибо ирония не предлагает взамен лишенной ею значимости позиции другую, а «стремится разоблачить каждое притязание на значимость просто как конечный вариант бесконечного запаса возможностей, релятивизируя при этом противоречащие друг другу позиции».Документ Шутка и ирония как метод постижения мира и человека в философии Сократа(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Кухарук, Т. Н.“Ты уже давно, Сократ, вышучиваешь нас и насмехаешься” (Платон. Феаг. 125е), “И мне приходит на ум, друг мой, не шутишь ли ты со мной и не обманываешь нарочно” (Платон. Гиппий Больший. 300с), “Вот она, знаменитая ирония Сократа!” (Платон. Государство. 337а). Эти и другие хорошо известные фрагменты и воспоминания о Сократе подтверждают явное, действенно-ощутимое и практическое обнаружение шутки и иронии в общей системе взглядов и философии Сократа – «одного из загадочных явлений античного духа» (5, с.51). Причем, шутка и ирония у философа выявляют не только концептуальное развитие и завершенность в конкретных примерах (обращении, маевтике, эленктическом “испытании”), но и обретают некую действенную продуктивную форму, так что перерастают в своеобразный спектакль или игру. Это позволяет говорить о сократовской шутке и иронии как о своеобразном методе мировоззрения и философского анализа окружающего мира и человека.Документ Об истоках смеха(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Ярош, Лина А.;Смех – одно из специфически человеческих проявлений жизни сознания. Сознательными в узком смысле слова считаются только феномены, смысл которых прозрачен человеку, которые можно назвать, определить, объяснить, указать на их причину и цель раньше свершения. Природа смеха может описываться в указанных пределах, но явно ими не исчерпывается. Даже если рассматривать смех как автоматическую реакцию человека, т.е. как реакцию, бывшую раньше сознательной и от частого повторения ставшую привычной, то все же она происходит так быстро, что ее осознание отстает. Этот факт приводит нас к необходимости обратиться к пониманию сознания в более широком смысле, где в поле зрения оказываются такие события душевно- духовной жизни как чувства, эмоции, воля, ум, мышление, рассудок, интеллект, разум, интуиция…Документ Комическое в балете(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Иванова-Георгиевская, Нелли АдольфовнаКомическое в балете как эстетическое преломление традиций смехового культа обнаруживается с самого начала становления балетного искусства. В 13 веке, когда танцевальные композиции были непременной частью и церковных празднеств, и светских интермедий, оформилось разделение танца на так называемый «благородный» танец («бассданс») и народную пляску (см. 3, с.19-20). В «благородных» танцах участвовали придворные и сам король, когда в апофеозах спектаклей разыгрывались аллегорические сюжеты; эти танцы не были особенно сложными в техническом отношении и не содержали в себе черт комического.Документ Смех как элемент дискурса(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Бардина, Наталья ВасильевнаСмех в дискурсе может быть уподоблен порыву ветра в природе: он изменяет значение слов, как ветер искривляет стволы деревьев, разбивает тишину и наполняет пустоту молчания, вносит диссонанс в устоявшийся ритм. Смех может быть невольным, то есть возникать неосознанно, отражая особенное эмоциональное состояние человека, и в этом случае он является симптомом. Но может быть использован и как знак - целенаправленное воздействие на собеседника.Документ Смех и тело(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Левченко, Виктор ЛеонидовичСвязав в одном из своих определений человека смех и его биологическую природу, Аристотель заложил длительную традицию комплексного рассмотрения этих трех феноменов в философской антропологии и культурологии. Например, Й.Хейзинга считал, что данное определение – animal ridens (т.е. смеющееся животное) –удачнее выражает суть человека, чем Homo sapiens . По мнению же американского психолога М.Гротджана, улыбка является единственно человеческим в новорожденном младенце. В рамках вышеуказанной триады смех может рассматриваться как с позиций проявления в индивидуальной телесности, так и как феномен культурного тела.Документ Сатира Тараса Шевченка як вияв романтичної іронії(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Кашуба, Марина Валентинівна; Кашуба, Марина Валентиновна; Kashuba, Maryna V.Сатира Тараса Шевченка е нищівною критикою царського самодержавства та його прислужників. До сатиричного викриття царизму поет підіймається через романтичне захоплення подвигами борців проти сваволі самодержавства – декабристів. Ключем до сатирично-іронічних викривальних творів Шевченка можна вважати його ранній вірш «Розрита могила» (1843). Образ спаплюженої розкопками могили для поета є лише приводом для глибоких роздумів про історичну долю й сучасне становище України. Першопричину підневільного стану свого краю поет бачить у вчинку Богдана Хмельницького, та звинувачує царизм, який розтоптав умови угоди, а також перевертнів – українських чиновників і дворян, що здійснювали колонізаторську політику царя. Подальші твори свідчать, що поет сподівається збудити народ, оновити його кров і спонукати до боротьби за волю.Документ Оправдание иронии, или Сократ нам друг(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Матюшина, И. И.Удивительные вещи происходят с иронией, столь уважаемой и даже любимой категорией эстетики: пока она находится в рамках художественного, стилистического приема, не выходит за рамки произведений искусства, общественное мнение отзывается о ней вполне благосклонно, но как только ирония позволяет себе перейти на философский, этический, мировоззренческий уровни, ее тут же обвиняют в аморальности, растлении молодежи, посягании на святыни. А.Ф. Лосев считает, что ирония становится категорией философской и мировоззренческой именно в те эпохи, когда философия обращается к человеку, к вопросам человеческого сознания . Сам этот факт уже вызывает улыбку.Документ Анекдот в системе дискурсной формации(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2002) Бардина, Наталья ВасильевнаСлово «анекдот» – греческого происхождения и буквально означает «неопубликованное». В современной коммуникации (с середины ХІХ века) обычно встречаются два его толкования: 1) рассказ о забавном или поучительном случае из жизни исторического лица или фольклорного героя; 2) краткий устный шуточный рассказ с остроумной концовкой [9, с. 38]. И в том и в другом случае значимыми оказываются три обязательных параметра анекдота: 1) событийная композиция, 2) забавность vs остроумие, 3) устная форма, – и один факультативный: использование известного лица в качестве персонажа повествования.Документ Смеховый эффект деструкции интертекста: над чем смеются молодые(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Бардина, Наталья ВасильевнаСмех в качестве когнитивной защитной реакции личности на переживаемый сбой в коммуникации уже был подвергнут рассмотрению в ряде исследований, где он определяется как разлад ожидаемого, который может быть спровоцирован самим адресантом. Смеясь, человек хочет дистанцировать себя от объекта смеха, от ситуаций, вызывающих стыд или страх, и - одновременно - найти точки соприкосновения с возможным слушателем, определить свою принадлежность к какой-либо группе. Ведь смех, как и плач, у человека - это социальное действие.Документ Античные истоки современной прикладной лингвистики(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Бардина, Наталья ВасильевнаПрикладная лингвистика, официально возникшая в XX столетии, - это старейшее и - одновременно - наисовременнейшее направление в языкознании. Это наука целостная, всеобъемлющая и при этом чрезвычайно разветвленная, предмет ее всем понятен и -- в то же самое время - не имеет четкой однозначной дефиниции.Документ Учение Платона в религиозно-философском наследии России (вторая половина XIX - первая половина XX ст.)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Сумченко, Ирина ВячеславовнаЭпоха античности, ее культурные достижения повлияли на становление и развитие культуры практически всех народов Евразии. Древнегреческая мысль выступает для философов последующих поколений примером для подражания, с одной стороны, и источником вдохновения, с другой.Документ Миф об Орфее, или скобка о повороте ( на материале творческих рефлексий М.Цветаевой)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Древнегреческий миф о прапевце и поэте Орфее с его основными сюжетными линиями стал благодатным источником, к которому устремляются поэты всех поколений не только для того, чтобы очередной раз художественно переосмыслить саму историю любви, но и для того, чтобы наконец здесь, из самых первоначал, добыть истинные представления о сущности своего дела и здесь, у самого истока, поразмышлять на соответствующую тему.Документ Элинистическая религия как постмодернистский проект(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Панков, Александр АнатольевичКак писал У. Эко, термин «постмодернизм» «настойчиво продвигают вглубь веков. Сперва он применялся только к писателям и художникам последнего двадцатилетия; потом мало-помалу распространился и на начало века; затем ещё дальше; остановок не предвидится, и скоро категория постмодернизма захватит Гомера» [10, с. 460]. «Захватывать Гомера» этой категорией мы не намерены, но использовать её при анализе эллинистической религии попытаемся. Подобный анализ эллинистической религии является основной целью данного исследования.Документ Византия: православие и правосознание(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Шевцов, Сергей Павлович; Шевцов, Сергій Павлович; Shevtsov, Serhii P.Идеология Византийской империи, к ак это принято в исследовательской литературе, покоилась на двух основаниях: во-первых, византийцы считали свое государство римской империей, а себя называли ромеями, вторым основанием было православие. Иногда добавляю т антично-эллинские традиции, доводя число оснований до трех, и такой подход, безусловно, правомерен. Однако традиции эллинской мысли существуют в Византии весьма своеобразно, и показать это своеобразие является целью настоящей статьиДокумент Лейбниц и Платон. Возрождение идеалистической традиции в европейской философии нового времени(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Секундант, Сергей Григорьевич; Секундант, Сергій Григорович; Secundant, Serhii H.Целью данной статьи является рассмотрение проблемы теоретических источников философии ЛейбницаДокумент Греческий логос глазами А. Ф. Лосева (к 110-летию со дня рождения философа)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Петриковская, Елена Сергеевна; Петриківська, Олена Сергіївна; Petrykivska, Olena S.Лосев принадлежит к тем философам, которые считают, что путь к духовным кризисам нынешнего столетия лежит через рационализм западноевропейского модерна.Документ Чувство юмора как критерий интеллекта(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Гризова, Ирина АлександровнаЖ.-Б. Мольер определил юмор как то, что отличает человека от животного. Исследователи изучили различные аспекты проявления смеха в человеческом мире. Человек по природе своей и по сути своего бытия прежде всего homo sapiens. И данная статья имеет своей целью проследить, какова связь чувства юмора с уровнем развития интеллекта, является ли наличие или отсутствие способности осознать комизм индикатором творческих возможностей мыпшения. Это имеет безусловно актуальное значение для современной философии, посшльку раскроет важнейшую черту человеческого мьшления и прояснит малоисследованную значимость смеха для познания и творчества человека.Документ Концепция философской рациональности в феноменологии Эдмунда Гуссерля и в античной классике(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Иванова-Георгиевская, Нелли АдольфовнаФеноменологический замысел Э. Гуссерля оформлялся, движимый стремлением автора обрести возможность построения философии как строгой науки, способной во всеобщей и необходимой форме аподиктически достоверного знания выразить истину.