Композиция стихотворений в прозе И. С. Тургенева «Чернорабочий и белоручка» и «Два богача»
Вантажиться...
Дата
2017
Автори
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
ISSN
E-ISSN
Назва тому
Видавець
Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Анотація
Подводя итоги своего жизненного пути и художественной деятельности,
И. С. Тургенев, для которого всегда была характерной активная общественная позиция,
решил обратиться к форме стихотворений в прозе. До сих пор оценки литературоведами
этого литературного жанра остаются противоречивыми. М. Л. Гаспаров определяет его
содержание так: «…лирическое произведение в прозаической форме; оно обладает такими
признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная
эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение
субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм,
рифма» [1, 1039]. В чем-то соглашаясь с ним, В. И.Тюпа возражает положению о
«бессюжетности композиции» стихотворения в прозе. Свою мысль он обосновывает тем,
что, во-первых, «сюжетность характеризует объектную организацию текста, а композиция –
субъектную». А во-вторых, «представление о бессюжетности лирики является крайне
спорным, в особенности по отношению к стихотворениям в прозе, где нередко может быть
обнаружен небольшой эпический сюжет в рудиментарной форме». В качестве примера
В. И. Тюпа называет стихотворения в прозе И. С. Тургенева, в которых «очевидны и
микросюжет, и микрособытие, и, главное – ментальное происшествие с самим
рассказчиком». «Такого рода событийность, – продолжает В. И. Тюпа, – имеет все
основания претендовать на роль конструктивного принципа интересующего нас жанра».
Даже в тех стихотворениях в прозе, где, как кажется, ничего не происходит (к примеру,
«Деревня» И. С. Тургенева), где «разворачивается статичная идиллическая картина», есть
событие: это «сдвиг в сознании лирического субъекта». Поэтому В. И. Тюпа подчеркивает,
что процессе прояснения жанровой природы стихотворений в прозе необходимо «уточнить
различие между эпическим (нарративным) и лирическим (ментальным) событиями» [5]. Еще
одна исследовательница, М. С. Рыбина, предлагает такое определение стихотворения в
прозе: «…прозаический жанр, доминантным свойством которого становится переход от
внешнего к внутреннему, что обусловливает качественное изменение субъекта речи (момент
«озарения»), позволяющее обнаружить в «частном» наблюдении проявление универсального
закона бытия» [2, 7]. Универсальный характер решаемых в стихотворениях в прозе проблем,
а также соединение в нем эпического и лирического, скорее всего, и побудили
И. С. Тургенева обратиться к этому жанру. Эпическое в стихотворениях в прозе проявляется177
не только в форме, свойственной прозе, но и в воссоздании событий. А это, в свою очередь,
помогает автору привести примеры, которые подтверждали бы его позицию, воплощенную в
произведении в художественной форме. Само же по себе присутствие автора, передача его
чувств и мыслей – проявление лирического начала в стихотворениях в прозе. Кроме того,
писатель выбирал такие события для подтверждения своих мыслей, которые не могли не
воздействовать на эмоциональное состояние его читателей, заставляя их самих остро
переживать происходящее с героями. Это, как и ритмизация прозы (к примеру,
использование повторов), соответствовало отнесению произведений, включенных
И. С. Тургеневым в цикл, к лирике, то есть – к стихотворениям.
Опис
Ключові слова
композиция, стихотворение, проза, И. С. Тургенев, «Чернорабочий и белоручка», «Два богача»
Бібліографічний опис
Філологічні студії