О способах количественного исследования языковых средств в художественной литературе
Loading...
Date
2017
Authors
Compiler
Editor
Journal Title
ISSN
E-ISSN
Volume Title
Publisher
Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Abstract
Современный инструментарий лингвистических исследований постоянно пополняется
новыми способами. Во многом это происходит благодаря развитию технологических средств
изучения языковых явлений, в первую очередь – благодаря развитию компьютерных
программ, которые позволяют оперировать с большим массивом текстов. Прагматический
аспект подобных исследований заключается в выявлении закономерностей порождения и
восприятия живой человеческой речи, что происходит в соответствии с
антропоцентрической парадигмой науки в XXI столетии.
На примере нашего исследования языковых средств воспитательного воздействия в
фантастической литературе для подростков мы хотим показать возможности применения
методики, нацеленной на выявление языковых реализаций ряда концептов. Использование
технологических способов неизбежно сопровождается личным ментальным поиском
исследователя, его научной и языковой интуицией, т. е. мы рассматриваем технологию не
отвлечённо, а как дополнение к логическому анализу, предпринимаемому живым человеком.
В определении концепта мы опираемся на мнения Ю. Степанова и С. Воркачёва. Вслед
за этими учеными мы считаем концепты сгустками культурной среды в сознании человека,
которые переживаются, а не только мыслятся. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий,85
а иногда и столкновений [8]. При этом концепт, как правило, соотносится более чем с одной
лексической единицей, и является скорее выражением лексико-семантической
парадигмы.
Description
Keywords
концепт, художественная литература, слова-маркёры, лексико-тематические группы слов
Citation
Філологічні студії