Статті та доповіді ФПСР
Постійне посилання зібрання
Переглянути
Перегляд Статті та доповіді ФПСР за Дата публікації
Зараз показуємо 1 - 20 з 878
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Опережающая педагогика в техногенном обществе(1994) Меерович, Марк Иосифович; Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Основной целью педагогики как науки об обучении была подготовка кадров для осуществления всех технологических операций на любом участке функционирования общества как социальной и производственной структуры. Еще столетие назад человек рождался и жил в окружении объектов, созданных его руками и практически не изменяющихся на протяжении всей его жизни. Передача знаний, то есть умение работать с этими объектами, происходила чаще всего в виде деятельности по принципу «Делай, как я». Внедрение принципиально новых технологий растягивалось на достаточно длительный период, и подготовка кадров для их обслуживания не представляла особых проблем.Документ Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе(1995) Панков, Александр Анатольевич; Подшивалкина, Валентина Ивановна; Podshyvalkina, Valentyna I.; Подшивалкіна, Валентина ІванівнаРазрушение тоталитарного общества поставило под сомнение необходимость отстаивания принципа примата светской жизни над религиозной. Возник следующий парадокс. В обществе, в силу его кризиса, ломки сложившихся форм жизнедеятельности, особую остроту приобретают проблемы поиска смысла, жизненного пути, веры, с которыми традиционно "работает" религия. Казалось бы неминуем религиозный взрыв. Его, однако, не происходит. Создается впечатление абсолютной невостребованности подобных знаний со стороны религиозных организаций, их нежелании знать о реальных процессах как в среде собственной паствы, так и в остальной части современного общества, потенциально являющейся для них будущей паствой. Отсюда вытекает их неумение, невозможность делать выводы и предпринимать соответствующие усилия по взаимодействию с паствой и по реализации того потенциала, который заложен в окружающем обществе. Один из известных представителей православной интеллигенции А.Р. Бессмертный и социолог СБ. Филатов пишут: «Сегодня, в начале 90-х гг., мы видим повсеместный рост доверия к Церкви и надежд на то, что она сможет стать одной из ведущих моральных сил, которая будет способна решить многие проблемы нашего общества, облагородить его. Но что-то не получается, что-то "прокручивается"».Документ Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования(Наука, 1997) Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Проанализирован процесс конструирования метафоры с точки зрения структуры творческой деятельности и возможность использования его этапов как инструментов развития воображения. Показано, что системный эффект метафоры формируется как результат взаимодействия основного и вспомогательного компонентов и обусловливает ее психологический феномен: способность активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы.Документ Противоречия в системе образования на современном этапе развития экономики(1998) Шрагина, Лариса Исааковна; Меерович, Марк Иосифович; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.При оценке уровня развития государства Организация Объединенных наций учитывает три основных показателя: средний доход на душу населения, средний возраст жителей и средний уровень их образования.Документ Конструирование метафор в контексте психологии способностей(Наука, 1999) Шрагина, Лариса Исааковна; Shragina, Larisa I.; Шрагіна, Лариса ІсаківнаРассмотрено понятие “метафорические способности”, экспериментально показана связь метафорі ческих способностей с уровнем развития воображения и способностью продуцировать оригиналі ные ассоциации по сходству. Выявлено, что в структуре метафорических способностей существеным компонентом является чувствительность к деталям (восприимчивость).Документ Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе(ООО "Педагогика", 1999) Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Еще в 20-е годы известный английский философ А.Н.Уайтхед отмечал, что развитие новых принципов обучения значительно отстает от развития общества. Образование, по его мнению, это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни. Целью образования должна стать культура личности, активность ее мысли и восприимчивость к красоте и человечности чувств.Документ О понятии «достойная цель» в жизнетворчестве(Б. в., 1999) Меерович, Марк Иосифович; Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.При разработке теории развития творческой личности в качестве «творческой» рассматривается личность, деятельность которой имела социально значимый результат в одной или нескольких сферах науки, техники, искусства. Исследование около 1000 жизнеописаний, составленных как самими творческими личностями, так и их биографами, позволило выделить ряд общих компонентов, одним из которых является наличие достойной цели в их жизни. Характеризуя основные критерии, определяющие достойную цель, исследователи тем не менее указывают, что полного и однозначного определения этого понятия пока не существует.Документ Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности(Наука, 2000) Шрагина, Лариса Исааковна; Shragina, Larisa I.; Шрагіна, Лариса ІсаківнаГруппы с наиболее высоким уровнем проявления креативности в профессиональной деятельности продуцируют более оригинальные ассоциации по сходству и обладают большей способностью к ме¬тафоричности. Предложена качественная классификация ассоциаций по сходству, что разрешает противоречие, связанное с оценкой критерия “оригинальность” только по минимальной частоте встречаемости данного ответа в данной группе.Документ Программа подготовки и переподготовки педагогов для освоения методологии «Формирование культуры мышления в учебном процессе»(2000) Меерович, Марк Иосифович; Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Результаты практического внедрения «Опережающей педагогики» в систему образования подтверждают эффективность применения ТРИЗ-педагогики для интеллектуального развития личности. Обобщенный опыт использован для разработки программы подготовки педагогических кадров.Документ Смена парадигмы методологии как способ разрешения противоречия в системе образования(Товариство «Знання» України, 2000) Шрагина, Лариса Исааковна; Меерович, Марк Иосифович; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Система образования, как любая искусственная система, создана для выполнения вполне определенной функции: воспроизводства членов общества, необходимых для его успешного функционирования (под понятием “воспроизводство” будем иметь в виду формирование комплекса физических, психологических, нравственных, профессиональных и других качеств)Документ От национальной нетерпимости к толерантности как направление развития человечества(НАН України, Київський нац. ун-т ім. Т. Шевченка, 2002) Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Этнос - это объединение людей, выделяющих себя из всех прочих коллективов, облекающееся в формы социальных институтов - язык, традицию, религию, материальную культуру. Вне определения национальности не живет ни один человек на Земле. Для этносов всех стран и эпох характерно противопоставление себя всем остальным: "мы" и "не мы". Что рождает и питает это противопоставление? На каких основах оно существует?Документ Современная концепция образования на основе методологии ТРИЗ как синтез философии, психологии и педагогики(2002) Меерович, Марк Иосифович; Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Стремительная интеллектуализация экономики определила очередной этап развития общества как «информационный», при котором наиболее ценным продуктом считаются информация и наукоемкие технологии. Чтобы обеспечить их создание, нужны соответствующим образом подготовленные кадрыДокумент «Идеальные» системы в контексте теории развития искусственных систем(Б. в., 2002) Меерович, Марк Иосифович; Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Наиболее очевидно и естественно разделение окружающих нас объектов и явлений на природные – возникшие в процессе эволюции природы без участия человека, и искусственные – созданные в результате его деятельности. Искусственные объекты создавались человеком для удовлетворения его потребностей через выполнение основной функции.Документ Раскрыть содержание понятия - процесс творческий!(2003) Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Важнейшей целью современного учебного процесса считается переход от преимущественно нерефлексивного к ОСОЗНАННОМУ ОВЛАДЕНИЮ и ВЛАДЕНИЮ тем рядом умственных операций, которые составляют мыслительный процесс и многие из которых чаще всего не осознаются. Эти операции надо выявить и специально им обучать, что не менее необходимо, подчеркивают психологи, чем обучение самим правилам выполнения заданий. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик их не в состоянии применять . Другой аспект образовательного процесса - придать ему характер творческой интеллектуальной деятельности. Для реализации этих целей в ходе разработки педагогической технологии на основе ТРИЗ был создан курс «Культура мышления». Одним из его компонентов является комплекс упражнений для творческой интеллектуальной деятельности.Документ Интегрированное обучение на основе ТРИЗ: результаты двухлетнего эксперимента(Б. и., 2003) Глазунова, М. А.; Меерович, Марк Иосифович; Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Если целью системы образования признано развитие уникальной личности, то возникает вопрос: "Каким должно быть содержание и методология образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?»Документ Психологія ринкових відносин(2003) Будіянський, Микола Федорович; Budiianskyi, Mykola F.У самому загальному змісті психіка — це властивість сприймати, пізнавати і регулювати на цій основі свою поведінку і діяльність, тобто властивість вживатися в цей світ і виживати в ньому. Отже, поведінка людини в даному випадку — це здатність постійно вживатися у світ, вписуватися в нього, а діяльність — навпаки, здатність (якщо коротко) виживати (не просто в смислі “залишатися живим”, а насамперед у розумінні “виживати у світі, переходити зі сталих застарілих форм у нові стани, у новий світ”). Людина постійно вивчає можливості, створює умори, знаходить засоби. Вона постійно трудиться, щоб поновлювати хоча б те, що проживає, витрачає.Документ Праці та матеріали з історії причорноморських німців Півдня України у фондах Наукової бібліотеки ОНУ(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Шевчук, Микола Андрійович; Шевчук, Николай Андреевич; Shevchuk, Mykola A.Сучасна Україна переживає процес національно-культурного відродження. Зростає науковий і суспільний інтерес до історії народностей, що проживають на її території. Задовольнити такий інтерес у повній мірі допомагають бібліографічні покажчики. Серед ініційованих останніми роками бібліотекою ОНУ важливих видань з бібліографії є, зокрема, покажчик “Причерноморские немцы. Их вклад в развитие г. Одессы и региона, 1803-1917”. Це одне з перших подібного роду видань, що здійснене в Україні в 90-ті роки. Представлені в ньому матеріали, значною мірою, містяться у фондах Наукової бібліотеки нашого університету, про що свідчать вказані відповідні шифри зберігання. При формуванні бібліографічного покажчика здійснювалася плідна співпраця з Державною науковою бібліотекою ім. М. Горького нашого міста та з Інститутом германських та східноєвропейських досліджень міста Геттінгена. Від останнього наша бібліотека отримала безкоштовно нові книги з історії етнічних німців в Україні, Росії, колишньому СРСР. Цей же інститут фінансував видання 100 примірників вказаного бібліографічного покажчика для потреб Німеччини.Документ Законы развития искусственных систем(2004) Меерович, Марк Иосифович; Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Исследование изменений ряда искусственных систем показало, что эти изменения происходят в направлении повышения уровня идеальности каждой системы (с точки зрения ее потребителей) и, таким образом, соответствуют объективным законам развития технических систем, открытым Г.С.Альтшуллером. Так как технические системы являются элементом искусственных систем, то полученный результат позволяет сделать вывод, что законы развития технических систем можно применить для исследования развития искусственных систем.Документ Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода)(Социальные науки, 2005) Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Воображение как психический процесс традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального. Сущность творческой деятельности у И. Канта воплощается в формах продуктивного воображения. Отдельные способности не носят, согласно Канту, творческого характера. Только синтетическое единство созерцания и мышления представляет собой творчество и реализуется в воображении. Последнее есть синтетическое единство сознательной и бессознательной деятельности.Документ Повышение эффективности усвоения научных понятий при изучении психологии(Социальные науки, 2005) Шрагина, Лариса Исааковна; Шрагіна, Лариса Ісаківна; Shragina, Larisa I.Усвоение понятийного аппарата психологии, как и любой другой науки, является необходимым условием профессионального становления специалиста. Основы психологических знаний, которые изучаются на первом и втором курсах психологических факультетов, требуют глубокого усвоения понятийного аппарата, который состоит из большого количества терминов. Однако при усвоении базовых понятий студенты сталкиваются с трудностями, связанными с тем, что термины необходимо не просто запомнить, но и осознать их психологическое содержание.