Монографії ФМВПС (Політологія)
Постійне посилання зібрання
Переглянути
Перегляд Монографії ФМВПС (Політологія) за browse.metadata.dateaccessioned
Зараз показуємо 1 - 8 з 8
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Записки университетского человека(2014) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Вся трудовая жизнь автора этой книги связана с Одесским национальным университетом имени И.И. Мечникова. Книга включает две «вещи». Первая по жанру более всего подходит к рубрике «воспоминания и размышления». Автор преследовал цель вырвать из забвения несколько страничек истории одного из старейших классических университетов Украины, которому в 2015 году исполняется 150 лет. В ней даны портретные зарисовки преподавателей, с которыми столкнула его судьба в годы учебы на историческом факультете и работы в качестве преподавателя в 70—90-годы прошлого века. Университетская школа закладывает основы на всю жизнь. Автор анализирует уроки, которые он вынес из этой школы.Документ Портрет интеллигента в одесском интерьере (Повесть о Тамаре Андреевне Тарасенко и не только о ней).(2010) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Что значит быть человеком, стремиться к гармонии существования? Один из от ответов на эти вопросы читатель найдет в этой повести. Её героиня – интеллигент высшей пробы, философ, красивая женщина. Эта книга и о тех людях, которые составили среду общения Тамары Андреевны. Она адресована всем, кого притягивает феномен духовности, кто интересуется историей одесской интеллигенции второй половины ХХ века, атмосферой, царившей в том ее кругу, который сформировался на кафедре философии Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова.Документ Мудрецы и властелины: (историко-политологические очерки)(Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, 2016) Гребенник, Геннадий Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.; Гребенник, Геннадiй ПетровичКнига написана в жанре историко-политологического очерка. Все очерки жестко увязаны между собой темой взаимодействия очень редких людей исторического масштаба — мудрецов и властелинов. Мудрость и Власть. Сочетаются ли? Есть ли такое требование в истории? Каковы древние и не очень свидетельства о взаимоотношениях мудрецов и властителей? Как жить, чтобы править и как править, чтобы сохранить власть и могущество? Как поступали мудрецы, которых судьба столкнула с великими правителями? На фоне обескураживающей политики современных властителей эти вопросы имеют повышенный интерес. Книга предназначена как для научных работников, так и для широкого круга читателей.Документ Миф и политика(2011) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Под «крышей» этого сборника помещены статьи и тексты выступлений, написанные в основном (за исключением первых двух статей) за три с небольшим года – с 2007 по март 2011. Ряд материалов публикуется впервые или же дается не в том формате, в каком они были напечатаны ранее, а в первоначальной авторской редакции, что в целом усиливает новизну сборника. Две взаимосвязанные темы объединяют статьи этого сборника. Первая – это тема мифа и мифотворчества в современной политике, вторая – это политика исторической памяти, которую проводит государство в своих интересах. Политика насквозь пропитана элементами мифа. Но следует иметь в виду, что мифодоминантное мышление изначально принадлежит роду, родовому сознанию, тогда как политика наиболее адекватно выражает и обслуживает национальные интересы. Поэтому истинный, аутентичный миф был рожден древностью и в древности остался. В средневековье он уже (наряду с философией) обслуживал религию. Современный же политический миф очень технологичен и является порождением других, более существенных для современности причин с целью использования магических, суггестивных свойств мифомышления. Автор тяготеет к жанру научной публицистики. Это значит, что он пытался давать собственную интерпретацию событиям, в которые мы, дети эпохи распада, оказались вовлечены бурным водоворотом истории конца ХХ – первого десятилетия ХХI века. Книга предназначена как для научных работников, преподавателей и студентов, так и для широкого круга сознательных читателей.Документ Рассуждения о революции и контрреволюции в России(2017) Гребенник, Геннадий Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.; Гребенник, Геннадiй ПетровичЭта книга посвящена сравнительному анализу двух российских револю-ций начала и конца ХХ века. От Октября 1917 до Октября 1993 —русский маятник совершил свое тяжкое движение от одной крайней точки к другой и, по идее, начал обратное движение. Эта связанность двух революций силой отталкивания образует общую диспозицию книги: две революции противостоят, как полюса магнита. Очевидно, что вторая революция по отношению к первой является контрреволюцией, поскольку направлена против идей и принципов Октября 1917 года. Как к ним относиться? Обе принять как историческую неизбежность? Или все же выработать критерий оценки и высказаться в пользу одной из них? Нельзя ведь одновременно быть красным и белым. Развернутым ответом на этот вопрос является данная книга. Автор определил жанр своей книги как памфлет, хотя и стремился ее за-ключить в строгие формы научного сочинения. Книга состоит из введения, пяти частей, заключения, списка использованной литературы и именного указателя. Заголовок введения — «Революция и «честные выборы» (Вместо введения)». Автор не разделяет старательно насаждаемого ныне отрицательного отношения к революциям как актам гражданского вандализма. Здесь политическое лицемерие одних накладывается на политический наив других. Якобы демократические выборы способны разрешить те эпохальные противоречия, которые требуют для своего разрешения кардинальных перемен. Нигде в ми-ре такого не бывало. Великие вопросы голосованием не разрешаются. Вернее, голосуют штыки. Поэтому в истории небоскребами возвышаются великие революции – французская, американская и русская. Последняя определила своим содержанием весь ХХ век. Она поистине мировая. Как бы сегодня не изгалялись историки и публицисты новейшей школы, в 1918 году в Кремле сидел «мечтатель» Ленин, в 1945-м над Рейхстагом развевалось Красное Знамя Победы, а в 1961-м весь мир был восхищен гагаринским взлетом советской науки. Мы оплакиваем жертвы, что делает их ненапрасными. Пролитая кровь всегда несет в себе искупление. Но сознательная ложь, подлость, преступление не могут быть оправданы обстоятельствами и насильственной природой политики. Нравственный критерий должен преобладать над всеми другими оценками и доводами, иначе погружение в грязь и кровь для человечества станет фатальным. Поэтому авторский девиз несколько иной, чем у Спинозы, а именно: «не проклинать, а понимать; понимать, но не прощать». Первая часть посвящена Революции. В ней анализируются основные этапы Великой русской революции 1917 года, ее закономерный ход и исход. Октябрь стал триумфом большевизма. Но большевизм – это не просто марксистская партия в России. В первую очередь большевизм есть продукт русской истории и в этом качестве он значительно шире того исторического феномена, который возник в 1903 году. Большевизм есть не социальная физика, а метафизика русской революции. Во всей культуре России общественная мысль, по крайней мере, последних трех веков обнаруживает мощную интенцию к большевизму. «Большевик на троне» Петр Великий, «большевик на броневике» Ленин и «большевик на танке» Ельцин ярко символизируют эту традицию революционного перехода от одной эпохе к другой, от одной Рос-сии к другой, от одной формы государственности к другой – с неизменной доминантой сильной государственной власти, удерживающей в системном порядке гигантские пространства. Вторая часть посвящена, соответственно, контрреволюции 90-х годов. В ней дается ее периодизация, вскрывается большевистское содержание деятельности команды Ельцина-Гайдара. «Черный Октябрь» 1993 года (расстрел из танков и штурм Белого дома) однозначно характеризуется как антиконституционная попытка разрешить кризис двоевластия в свою пользу рвущихся во что бы то ни стало к власти Ельцина и его сторонников. Она вылилась в минигражданскую войну, ответственность за которую полностью ложится на последних. Показательно, что Ельцин нашел поддержку на Западе, которого не смутил его ошеломляюще антидемократический государственный переворот. Третья часть озаглавлена «Большевистский психотип». В ней на приме-рах выдающихся «большевиков» Петра Первого, Ленина, Ельцина и Гайдара выявляются основные черты большевистского психотипа. Часть четвертая называется «Идеология либерального необольшевизма». В ней раскрывается суть современного идеологического творчества контрреволюционных либеральных западников на примерах «практика» Б.А. Березовского и «теоретиков» В.К. Кантора и А.А. Кара-Мурзы. В западничестве есть своя русская правда. Западниками были великие русские реформаторы, но дело в том, что либералами они не были. Проблема не в западничестве как таковом, а в либералах-западниках, поскольку они выступают в России, по словам Ключевского, «торговцами конфет для го-лодных людей». Строительство западной цивилизации на русской почве является одним из самых больших долгостроев в истории. Пятая часть называется «Нравственные духи революции и контрреволюции». Она посвящена сравнению двух русских революций начала и конца ХХ века. Имеет место очевидное сходство между ними. Февральско-октябрьский алгоритм перехода от общедемократического этапа к собственно большевистскому имел место и в контрреволюции 90-х годов. Только на этот раз Февраль наступил в августе 1991 года, а красный Октябрь приобрел черный цвет в октябре 1993 года. Штурм Белого дома был равносилен взятию Зимне-го дворца. Есть, однако, одно коренное отличие современного либерального необо-льшевизма от исторического большевизма: абсолютно антинародный характер их капиталистического строительства, полное игнорирование социальной справедливости. Классовый подход, равенство, коллективизм, социальная справедливость сменились на ценности потребительства, гламурной свободы и либерально-индивидуалистического космополитизма. Контрреволюцию 90-х годов возглавляли люди, которыми двигали не столько идеи, сколько вожделения. Отсюда подбор людей во власти с самым низким уровнем нравственного самосознания. По сравнению с исторически-ми большевиками-ленинцами либеральные необольшевики – выродки. «Выродки» — это не оскорбление, как Гайдар не фамилия. Эти люди развязали у масс низменные желания и настроения в духе социал-дарвинизма. Волк имеет абсолютное право задрать свою дичь, а дичь имеет право на бегство. Нам только кажется, что это мы даем имена вещам, явлениям и событиям, а на самом деле их дает «наше» время. Да и само «Время» есть псевдоним Истории. Советская власть оказалась псевдонимом партийно-государственной бюрократической системы управления. Советский социализм на три четверти был госкапитализмом. В конце 80-х годов в Советском Союзе истина никого не интересовала. Точнее сказать, интерес превалировал над любыми рациональными довода-ми. И это был интерес властных эшелонов. Он состоял в последнем шаге партийно-советской бюрократии — в присвоении общенародной собственно-сти. Поэтому Советский Союз намеренно развалили сверху. В этой части особое место уделено поведению элитарной части советской интеллигенции, которая, в сущности, занялась апологией палаческой миссии контрреволюционного большевизма и тем самым подвела черту под собственным существованием. Заключительная часть книги формулируется вопросительно — «Что дальше?». Правящий в России режим неумолимо трансформируется в поисках большей политической устойчивости и легитимности. Государством по-прежнему правит «приватизационная элита», а это значит, что от 90-х годов Россия не ушла, хотя на словах и осудила «перегибы». Путинский режим несет в себе идею компромисса, неустойчивого равновесия между интереса-ми алчного государственно-олигархического капитализма и потребностями восстановления нормальной жизнедеятельности народа. Этот компромисс близок к исчерпанию. Чтобы преодолеть упадок в образовании, науке, куль-туре, экономике, спорте, требуется разрешение этого противоречия, превра-тившего Россию в государство с самым несправедливым распределением доходов и собственности. России сегодня нужны, как воздух, как вода в пустыни, как солнце всему живому люди идеи, принципа, чести и совести, работающие, может, и за деньги, но не ради денег. В царской и советской России такие люди были, и на них все держалось. А когда их не доставало в достаточном количестве, наступала смута, и государство оказывалось на грани небытия. Их искать надо среди офицерства, хозяйственников, в научных кругах, да хоть в тайге. Только не в столичных «конторах», вроде МГИМО и ВШЭ, которые себя полностью дискредитировали откровенным западничеством, попахивающим национальным предательством.Документ Політико-антропологічний погляд на нелінійні зміни політичної реальності сьогодення(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2020) Шабанов, Михайло Олександрович; Shabanov, Mykhailo O.Політична реальність сьогодення є в достатній мірі багатоформатним феноменом, який існує у взаємозв'язку з різними контентами. Відкриті пріоритети політичної реальності закладають динамічні основи процесів у суспільстві. Пріоритетами у даному ракурсі слід вважати настанови, за якими буд який аспект життя людини, соціальної групи, соціуму в цілому може перейти, бути штучно інкорпорованим у політику. До цього необхідно бути готовим та знаходити правильні відповіді на подібні виклики середовища. Так, в основі сучасних соціально-політичних криз лежить глибоке протиріччя між стратегією людської діяльності та загальною скерованістю трансформаційних процесів, які розгортаються в декілька етапів та породжують подвійні стандарти сприйняття та власне інформаційну віртуалізацію політичної реальності, створення симулятивних моделей інституційних форм, що націлені немовби на рішення нагальних суспільних потреб, політичний розвиток. Симулюється майже все, викривлення стають мейнстрімом політичного процесу у різних його проявах.Документ Правящая элита как проблема украинской государственности(2020) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.В не таком уж далеком 1991 году у Украины появилась редкая в истории возможность начать как бы сначала, как бы с нуля. Причем пришлось решать несколько задач одновременно: строить заново государство как систему институтов политического управления, создавать на пустом месте капитализм как систему рыночной экономики и формировать гражданское общество как основу демократии и гражданской солидарности. Прошло почти три десятилетия, и сегодня приходится констатировать: ни одна из этих задач до сих пор удовлетворительно не решена. Первостроители уже на пенсии. Их сменило второе поколение. По ступенькам карьеры вскарабкалось третье. Но поводов для оптимизма нет. Вместо него есть тревога за судьбу украинской государственности как таковой.Документ Парадокс як метод дослідження політичної реальності(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2020) Огаренко, Євген Семенович; Oharenko, Yevhen S.«Будьте реалістами – вимагайте неможливого!» – так звучало одне з революційних гасел часів студентських заворушень у Франції 1967-1968 років. «Будьте раціоналістами – мисліть парадоксами!» – з таким закликом хотілося б звернутися до вчених-політологів, нагадуючи, що розумність не зводиться до раціональності, а понятійне мислення, спрямоване на створення несуперечливої теорії, іноді має поступатися місцем мисленню, яке «схоплює» реальність в суперечливості суджень або фактів, які не знаходять свого несуперечливого пояснення. Сама їх схоплена розумом суперечлива напруженість є достатньою для задоволення пізнавальної потреби, хоча може, як фіксується в теоріях парадоксу, і бути проміжної сходинкою на шляху до досягнення несуперечливого пояснення.