Філологічний факультет
Постійне посилання зібрання
Переглянути
Перегляд Філологічний факультет за Ключові слова ""Дневник писателя""
Зараз показуємо 1 - 1 з 1
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ "Щоденник письменника” Ф.М. Достоєвського за 1873 рік як художнє ціле(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2020) Блок-Нарган, Наталя АльфредівнаФ.М. Достоевский был настолько устремлен к практической деятельности, что проявил себя и как писатель, и как публицист, и как критик, и как философ. Это очевидно каждому, кто читает его романы. Однако, на наш взгляд, наиболее полно многогранность натуры Достоевского проявилась в «Дневнике писателя», выходившем на протяжении значительного отрезка времени. Первый выпуск состоялся в 1873 году, за ним последовали выпуски 1876 – 1877 годов и, наконец, 1880 и 1881 гг. На страницах «Дневника писателя» читатель находит высказывания Ф.М. Достоевского, вызванные его переживанием общественно-политических процессов, выражающие его понимание религиозных, философских и исторических проблем. А.В. Кузнецова и Г.А. Склейнис следующим образом определяют признаки публицистичности в нем: «…подчеркнутая полемичность, особая поэтика, пафос и стиль, обращение к актуальным проблемам, реальным событиям современности, документальность, диалогичность повествования, ясность, лаконичность, логичность рассужения» [37, с. 88]. Эта особенность «Дневника писателя» объясняется авторами статьи, во-первых, интересом Достоевского к фактам. Опираясь на высказывания самого писателя, они показывают, что действительность для него была важнее ее изображения, что, безусловно, не исключало для него значимости художественного осмысления фактов действительности. Во-вторых, пишут А.В. Кузнецова и Г.А. Склейнис, публицистика всегда требует от автора диалогичности его слова. А именно диалог, выявление истины в процессе полемики были для Ф.М. Достоевского определяющими. На эту особенность мышления художника, на то, что природа его гения «диалектическая» [63, с. 381], обращают внимание многие исследователи. В честности – В.А. Туниманов. В подтверждение своей оценки исследователь приводит высказывание Достоевского об Ап. Григорьеве, который утверждал, что он критик, а не публицист. Ф.М. Достоевский следующим образом возражал Ап. Григорьеву «…всякий критик должен быть публицистом, в том смысле, что обязанность всякого критика – не только иметь твердые убеждения, но и уметь проводить свои убеждения» [63, с. 193]. Приведенные нами положения работ исследователей свидетельствуют об актуальности дальнейшего изучения как художественного, так и публицистического наследия Ф.М. Достоевского, о разработке новых путей его осмысления.