Перегляд за Автор "Rakovska, Nina M."
Зараз показуємо 1 - 20 з 62
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Авторский мир А. И. Куприна (повесть «Суламифь»)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Хорошилова, Валерия; Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Русская литература конца XIX – начала XX века определяется Н. Л. Лейдерманом как «эпоха рубежного сознания». В статье «Траектории «экспериментирующей эпохи»» литературовед указывает, что выражением данного решительного перелома стал «культурный взрыв колоссальной силы». Основные причины такого взрыва, по мнению учёного, не могут носить только социальный характер. Они лежат гораздо глубже: в изменении мироощущения писателей, их представлений о взаимосвязи человека и мира. В связи с этим происходит смена культурных парадигм, Космос как воплощение мирового порядка замещается Хаосом, господствующими становятся философские воззрения Шопенгауэра и Ницше. Всё это привело к формированию нового типа культуры, который Н. Л. Лейдерман определяет как «неклассический» или модернистский.Документ Актуализация художественного мира произведения в критической статье(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2004) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Специфика критики определяется прежде всего процессом культурного развития. Охватывая различные области знания, принимая на себя эстетические, воспитательные и иные функции, критика обладает собственной алгеброй внутренних законов развития. Вместе с тем, литературная критика как феномен не обладает многозначностью содержания, присущей искусству.Документ Актуалізація психології особистості у критичній рефлексії Н. К. Михайловського(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2004) Раковська, Ніна Михайлівна; Раковская, Нина Михайловна; Rakovska, Nina M.Вивчення генези психології творчості сприяло цілісному завершенню власне критичної концепції людини в статтях Н. К. Михайловського.Документ БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОВЕСТИ И. С. ШМЕЛЕВА «БОГОМОЛЬЕ»(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2013) Беспаленко, Дарья Игоревна; Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.В последние два десятилетия особенно ощутим интерес литературоведов к творчеству И. С. Шмелёва. Очевидно, что внимание ученых к наследию писателя обусловлено тем, что его произведения проникнуты христианским мировидением, обозначаемым И. С. Шмелёвым как «купель русской литературы». В связи с этим, повести и романы И. С. Шмелёва пронизаны библейскими мотивами. Мысли и поступки персонажей обусловлены их православным вероисповеданием. Наиболее ярким проявлением творческой индивидуальности писателя стала дилогия: «Лето Господне»и «Богомолье».Документ Гетерогенность авторского мира в критическом тексте(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2012) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.В статье актуализируется проблема изучения авторского мира в критическом тексте. Делается акцент на модели мира и человека в критике. Указывается на взаимосвязь критика и читателя, определяющей форму выражения авторского «я».Документ Грані романтизму в міфокритиці Ап. Григор'єва(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2001) Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.; Раковская, Нина МихайловнаЧіткого визначення романтизму як художнього напряму Ап. Григор'єв не подає, вважаючи, що це питання «ясно й остаточно» ще нерозв'язане. За Ап. Григор'євим, романтизм — категорія скоріше психологічна, ніж естетична чи філософська.Документ Диалог в структуре критического текста(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2006) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Полемика вокруг роли и значения литературной критики не ослабевает. Об этом свидетельствуют не только литературоведы такого уровня, как С. Кормилов [1], Б. Егоров [2], А. Штейнгольд [3], но и дискуссии на страницах Литературной газеты (июль-сентябрь 2005 г.). На наш взгляд, сущность критики характеризуется ее диалогическим характером, стремлением к единству научного и практического знания. Заметим также, что значение критики определяется процессом литературного и культурного развития.Документ Драматизм экзистенциальной ситуации Л. Шестова(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2016) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.В статье актуализируются религиозно-философский и литературоведческий подходы Л. Шестова к литературе. Рассматривается особенность мета- физического дискурса критика. Отмечается парадоксальность Л. Шестова, обусловленная его мировидением. Делается акцент на размышлении Л. Шестова о литературе как познании бытия; сущность идей Л. Шестова заключается в определении экзистенциалов в художественных текстах. Отмечается, что с точки зрения критика философия основывается на рациональном мышлении, абсолютном и всеобщих правилах, но откровение художника познается только личным опытом и открытием божественного. Мир художественного творчества определяется «произволом писателя», т. е. его интуицией и прозрением. В статье указывается, что включение богословских, философских, литературных текстов позволяет назвать литературную критику Л. Шестова не только философско-эстетической, экзистенциальной, но и интегративной. Монотематизм критика подтверждается системой повторяющихся мотивов и лейтмотивов, интертекстуальными элементами, концентрическими кругами, повторами, вопросами с отрицательной коннотацией, вследствие которых остается «чистое философское поле» для размышлений. Так как в большинстве случаев Л. Шестов заимствует цитаты из первоисточников, добавляя собственный перевод и точные данные об источнике, возникает впечатление, что они играют роль доказательств и научного знания. Однако Л. Шестов категорически против такого знания, следовательно, вновь возникает противоречие, которое можно назвать парадоксом его дискурса.Документ Жанр литературного портрета в сборнике Д. С. Мережковского «Акрополь» (И. А. Гончаров)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2011) Крюченкова, Оксана; Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Особый интерес на протяжении последних двух десятилетий вызывают проблемы жанровой специфики критики конца XIX— начала XX в. В этот период в русской критике очевидно проявление авторской субъективности. Как отмечает Н. Раковская, «философы и литературные критики осмысливали переходность нового времени в вечном, философско-мировоззренческом аспекте» [5, с. 80]. На особенности символистской критики указывает В. Крылов. Символистская критика, с его точки зрения, «в значительной степени критика писательская, в ней доминирует философско-эстетические критерии, меняется система жанров, стиль».Документ Жанровое своебразие литературной критики Ап. Григорьева(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 1999) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Ап. Григорьев относится к тем мыслителям и критикам, которые исходили из религиозного мировоззрения. Он стремился создать систему понятий, соответствующих «духу» Православия, вместе с тем не избегая интереса к западно-европейской философии. В философской мысли критик становится «искателем Абсолютной духовной идеи», вследствии чего перед душой его раскрывались «громадные миры», связанные целосностью мысли, складываются представления об органической целостности «в бытии» в целом, и во всех его живых проявлениях.Документ Жанровое своеобразие литературной критики Ап. Григорьева(2017) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Жанровая модель литературной критики Ап. Григорьева складывалась под влиянием различных культурно-философских факторов. Обратимся к некоторым их составляющих. Ап. Григорьев стремился создать систему понятий, соответствующих «духу» Православия, вместе с тем, не избегая интереса к западноевропейской философии. В философской мысли критик становится «искателем Абсолютной духовной идеи», вследствие чего перед душой его раскрывались «громадные миры», связанные целостностью мысли, складываются представления об органической целостности «в бытии» в целом, и во всех его живых проявлениях.Документ Жанровые особенности рассказов А. П. Чехова 1880-1890 годов(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2017) Шпаченко, Алёна; Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Антон Павлович Чехов – писатель переходной, переломной эпохи конца XIX – начала XX веков. Рубеж эпохи, как представляется учёным, характеризуется сменой авторского мировидения и трансформацией жанровых форм в литературе. Творчеству писателя посвящены монографические исследования А. П. Чудакова, В. П. Катаева, Н. Д. Тамарченко, множество литературоведческих статей и диссертаций. Вместе с тем жанровое своеобразие произведений А. П. Чехова раннего периода всё ещё нуждается в ряде уточнений и интерпретаций. В данной статье преимущественно внимание сосредоточено на творчестве раннего А. П. Чехова, в частности, его жанрового своеобразия, в период активного сотрудничества с русскими юмористическими журналами в 1880-1886 годах. Отметим, что для раннего творчества писателя характерно создание рассказов, значительная часть которых близка к новелле. Вместе с тем укажем, что рассказ в отличие от новеллы, по словам М. Н. Эпштейна, «допускает большую авторскую свободу повествования, расширение описательных, этнографических, психологических, субъективно-оценочного элементов» [10, 354]. А. А. Нинов считает, что «тон рассказывания предполагает строгую фактичность, экономию изобразительных средств. Место необычайного происшествия в русском рассказе всё чаще занимает обыкновенный случай, обыкновенная история, осмысленные в их внутренней значительности».Документ Интерпретация авторских кодов в критическом тексте(Букаєв В.В., 2014) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.В статье актуализируется проблема изучения авторских кодов в критическом тексте. Делается акцент на авторской модели мира в критике. Указывается на взаимосвязь критика и читателя, определяющей форму выражения авторского «я».Документ К вопросу о категории «авторские миры» в художественном тексте(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2018) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.В статье актуализируются различные подходы к определению категории «авторские миры». Авторские миры связываются с понятием текста как «гетерокосмоса». Указывается, что А. Баумгартен и В. Дильтей трактовали «авторские миры» как «сотворённую реальность». Однако «авторские миры» немыслимы только в рамках воображения. Поэтому, чтобы осмыслить указанное понятие, литературоведы привлекают в качестве объекта не только художественный текст, но и комментарии, автокомментарии, учитывая авторский психотип, тип авторской эмоциональности и т.д. Предполагается, что именно эти факторы учитывал М. Бахтин, размышляя о художественном мире произведения как эстетическом объекте. Указывается на возможные соотношения между типами культур и конкретным художественным текстом, акцентируется проблема авторского сознания, авторского мышления как комплекса философских, эстетических, поэтикальных вопросов в совокупности. Обращается внимание на концепцию, согласно которой текст является «вдвинутым» в некоторую внетекстовую структуру, самый абстрактный уровень которой можно определить как миромоделирование. В связи с указанными тенденциями в гуманитарном дискурсе предполагается, что множественность решений проблемы находится в области постижения «авторских миров» в эстетическом аспекте и исследования форм их репрезентации в тексте. Утверждается, что «авторские миры» это, прежде всего, мир чувствований, переживаний, мир видения и создания художественной реальности. Авторское сознание организует миры произведений, их множественные коды. Доминантой при этом является духовность автора, что свидетельствует о его связи с трансцендентным. Понимание текста как художественной реальности содержит в себе определённый взгляд на мироздание. Именно онтолого-гносеологический, аксиологический и антропологический аспекты способствуют включению читателя в миры художника. Делается вывод, что исследование разных уровней «авторских миров» позволяет выявить приоритеты ментального, этноментального, религиозно-философского компонентов, а также внешних и внутритекстовых границ, находящих воплощение в альтернативных вариантах мироустройства, построения новых миров-концептов.Документ Композиция стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Враг и друг»(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2018) Заднепровская, Елена; Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.У статті розглядається сутність портрету в повісті Б. К. Зайцева «Блакитна Зірка». Враховуючи, що у письменника портрет відрізняється імпресионістичністю та символікою, у статті інтерпретуються символи, знакові коди, які допомагають читачу глибше зрозуміти персонажів повісті. Найбільш детально розглянуто символіку у портретах, які пов’язані з жіночим персонажем Машурою – головним жіночим образом твору.Документ Короба жизни. К вопросу о метафизических исканиях В. Розанова(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2017) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.В статье рассматривается литературно-критический дискурс В. Розанова, связанный с поиском критиком своего места в культурном пространстве. Интерпретируется путь критика от бессознательных рефлексивных стратегий к систематизации своей концепции, суть которой состоит в синтезе понятий — Бог, природа, человек, пол, семья. Указывается, что размышления В. Розанова касаются проблемы понимания, реализуемой в его собственно созданном тезаурусе. Акцентируется развитие метафизических идей критика от статьи «Святое чудо бытия» до циклов «Короба». Отмечается, что внешне объективная информация содержит внутреннее субъективное состояние души, дескрипцию святости. Очевидна интимизация исследуемых объектов наблюдения (жизнь — бытие).Документ Критическая модель Н. Страхова (диалог с учителем)(Одеський національний університет імені І.І. Мечникова, 2016) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Актуализация изучения наследия Н. Страхова связана с противоречивостью суждений о его критической рефлексии в современном литературоведении. Имя Н. Страхова не заняло должного места в системе литературоведческих исследований. До сегодняшнего времени не собраны и не систематизированы его оценки литературного процесса ІІ пол. ХІХ в., не выявлена его личностная критическая модель. В статье анализируются литературно-эстетические взгляды Н. Страхова. Делается акцент на творческом диалоге Н. Страхова и Ап. Григорьева. Ставится вопрос о самостоятельной позиции Н. Страхова, обусловленной развитием литературы и искусства определенного исторического времени.Документ Критическая рефлексия (к проблеме структурной организации)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2008) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.В статье рассматриваются теоретические проблемы литературной критики. Делается акцент на системно-целостном подходе к структуре критического текста. Структура текста характеризуется диалогичностью, обусловленной культурной парадигмой времени. Структурирование критического текста способствует связи между полемикой, диалогом, знаковым кодом и коммуникативно- рецептивными процессами. У статті розглядаються проблеми теорії літературної критики, акцентується на інтерпретації та рецепції критичного тексту. Структура тексту характеризується діалогічністю, зумовленою культурною парадигмою часу. Структурування критичного тексту сприяє зв’язку між полемікою, діалогом, знаковим кодом та комунікативно- рецептивними процесами. The article discusses the current problem of the theory of literary criticism. The attention is focused on the literary criticism, on the issue of interpretation and reception of a critical text. The structure of the critical text is determined by the time of creation style and other text modification. The structuring of a criticism text contributes to the connection between polemics, dialogue, the sign code of the text and communicative receptive processes.Документ Критическая рефлексия К. Леонтьева (к постановке проблемы)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2011) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.У статті розглядається критична рефлексія К. Леонтьєва. Акценту ється на зверненні критика до творчості російських письменників у контексті його філософсько-естетичної системи. Підкреслюється неоднозначність і парадоксальність суджень К. Леонтьєва, що визначаються його естетизмом і трагічністю світосприймання.Документ Критический дискурс К. Леонтьева(Астропринт, 2014) Раковская, Нина Михайловна; Раковська, Ніна Михайлівна; Rakovska, Nina M.Целью данного исследования является осмысление аспектов критической рефлексии К. Леонтьева, в которой проявилось парадоксальное и противоречивое мирочувствование талантливого мыслителя, исследующего мир русской классической литературы.