Перегляд за Автор "Gaioshko, L. O."
Зараз показуємо 1 - 1 з 1
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Об анимализме и антропоморфизме в художественной литературе(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2020) Игина, Елена Владимировна; Гайошко, Л. А.; Сиротенко, Т. В.; Ігіна, Олена Володимирівна; Гайошко, Л. О.; Ihina, Olena V.; Gaioshko, L. O.; Sirotenko, T. V.Статья посвящена исследованию основых этапов становления и развития анималистического дискурса как одного из широко представленных нестандартных направлений художественного нарратива, его антропоморфический аспект, а также его связь с когнитивной зоологией. Анималистический дискурс представляет собой уникальное явление, т.к. обнаруживается во всех стилях, во всех жанрах, в устной (фольклорной) и письменной формах, причем в последней представлен на протяжении двух тысяч лет. Он, в разных своих ипостасях, рассчитан на аудиторию детскую и взрослую, профессионально подготовленную (научную) и общую. Представленный в профессиональных жанрах, анималистический дискурс широко развился в течение последнего полувека – от антропологической зоологии до когнитивной психологии животных. Представленный в художественной речи, учитывая ее антропоцентричность, он сообщает информацию о животных, имея своей основной и конечной целью характеристику человека, живущего с животным. Антропоморфизм – (практически) обязательная характеристика всех анималистических произведений – рассматривается как одна из форм анимализма, чрезвычайно характерная для ранних исследователей поведения животных и широко используемая в художественном творчестве. Даже в профессиональных кругах до сих пор имеет место подобное заблуждение, хотя развитие зоопсихологии, когнитивной психологии животных в последние годы привели убедительные доказательства функционирования ранее не известных проявлений психической деятельности животных. Животное, безусловно, познает мир и у него должна быть своя “картина мира”. Однако, когнитивные механизмы у человека и животного различны: если для человека основным инструментом познания является слово (в связи с чем мы и говорим о языковой картине мира), то животное, лишенное этого основного когнитивного инструмента, резко ограничено в возможностях построения “своей” картины мира. Рассмотрение ряда персонажей анималистических нарративов как лингвокультурных типажей подтверждает абсолютную антропоцентричность любого художественного текста, кто бы ни был его нарратором и/ или фокализатором.