Перегляд за Автор "Sobolevska, Olena K."
Зараз показуємо 1 - 20 з 32
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Homo stalker, или Зона как поле охоты (к интерпретации фильма Андрея Тарковского "Сталкер")(Криворізький державний педагогічний університет, 2011) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.О фильме Андрея Тарковского "Сталкер" написано немало и в аспекте киноведческой проблематики, и в аспекте проблематики философско-культурологической. Однако данный фильм, как и полагается произведению подлинно символическому, остается неисчерпаемым и беспредельным в своем значении, многоликим и многосмысленным. Актуальность его в перспективе "большого времени" будет лишь возрастать. Для нас, ныне живущих на территории постсоветского пространства и тем более на территории Украины, зафиксированный этим произведением символический образ действительности с его основополагающими характеристиками представляет особую ценность.Документ Philosophy and poetry as a practice of death(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2022) Sobolevska, Olena K.; Соболевська, Олена Костянтинівна; Соболевская, Елена КонстантиновнаMore than a hundred years ago, Leo Shestov remarked in connection with Socrates’ deathbed words (“… the one aim of those who practice philosophy in the proper manner is to practice for dying and death” [Phaedo, 64a]) that if we look in any of the modern philosophy textbooks, we won’t find a hint of such an occupation there. No sane person, according to Shestov, would agree to exchange real, tangible life for a problematic exercise in death.Документ The destiny of language in the condition of exile (approaches to the problem)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2018) Sobolevska, Olena K.; Соболевська, Олена Костянтинівна; Соболевская, Елена КонстантиновнаThe article deals with exile as existential condition in its relationship with the language and the poet as the keeper of language. Based on Joseph Brodsky’s creative heritage, the author shows that exile for the poet is primarily expulsion from the native culture and the native language. The fate of exiled is not given to everybody. The exile is the ultimate lesson of linguistic humility. A person begins to feel himself «a grain of sand in the desert» and finds a special mode of measuring his creative powers - human infinity. Brodsky sees the fertile power of exile in an unprecedented and even lightning acceleration of professional escape into isolation, where a poet is left alone with the language. Moving forward through variety of language spheres and elements, the poet shows how things are there. In order to most closely reflect one or another state of the language, the poet’s soul must fall into that state, be in this state and capture it, perhaps against the personal will, but by the language’s will. The language is despotic; it prescribes what and how to speak. The poet’s craft is to allow the language to speak on its own. There are four modes of exile: initial exile, the birth into the material world as payment for original sin; real belonging to the Jewish, to the nation-exiled (or conscious identification with the Jews); exile from the motherland, or socio-political exile; exile as natural and at the same time - metaphysical condition of the poet. These states strengthen each other. The poet-exiled passes the way from the condition of groundlessness, from the being, lost its meaning, to the beingfulfilled, found its meaning. This way lies through the language, as the necessary purgatory and the only salvation. The ill-fate, a blind trick of fate, through free existential choice, through acceptance of the exile as a punishment and at the same time - as Divine gift transfigures into the destiny, foresight and foreknowledge, both for the poet, and for the language. The destiny of the poet becomes the destiny of the language, and vice versa.Документ Андрей Тарковский и Серебряный век в перспективе современности(Національний аерокосмічний університет імені М. Є. Жуковського «Харківський авіаційний інститут», 2011) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Статья посвящена осмыслению Серебряного века как исторической эпохи и единого духовно-культурного пространства. Автор показывает, что изучение жизнетворческой деятельности Андрея Тарковского способствует пониманию и утверждению данной культуры в качестве культурно-исторического типа.Документ Антиномии творческого процесса как предмет философско-эстетических рефлексий М. Цветаевой(Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2010) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.В статье актуализируются и проясняются основополагающие антиномии творческого процесса, как они представлены в пространстве рефлексирующей мысли М. Цветаевой. Показывается теснейшая взаимосвязь данных антиномий с фундаментальными вопросами человеческого существования.Документ Вдруг…(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2019) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Данный текст представляет собой опыт истолкования одного из самых часто употребляемых слов, а именно слова – вдруг, которое в русском языке имеет множество забытых синонимов. Это слово в большинстве случаев используется в значении «неожиданно» и «а что если», тогда как его смысловая сфера безгранична. Слово вдруг свидетельствует о том, что наши попытки предсказать, уловить или же описать событие жизни в его линейной причинно-временной последовательности всегда недостаточны. Человек не может вместить происходящее, оно всегда больше возможностей одной воспринимающей и переживающей экзистенции, оно не готово и не завершено, даже будучи представленным множеством таковых. Именно эту незавершенность происходящего, его всегда-возможность несовпадения с тем, что каждый из нас в отдельности и все мы вместе взятые могли бы предположить, слово вдруг и отражает. В своё время этим вдруг был глубоко озадачен Лев Шестов, находившийся под впечатлением трудов Плотина, Паскаля, Кьеркегора и особенно – Достоевского. Шестов полагал, что эти «вдруг» являются ярким подтверждением иррациональных, внеразумных сил бытия, перед которыми оказывается бессильной не только наука, но и философия с её традиционными, рациональными методами. Данный текст не посвящение Льву Шестову, но обращение к нему как высокопоставленному компетентному собеседнику, понимающему суть дела и не боящемуся головокружения, и одновременно благодарственное указание на него как гениального мыслителя, пробуждающего и побуждающего принять участие в пиршестве мышления-бытия, здесь и-теперь расходящегося многими, неведомо откуда возникающими и неведомо куда уходящими тропами.Документ Взаємодія мистецтва і дійсності в культурі Срібного віку: філософсько-антропологічний вимір.(друкарня СПД ФО Тарасенко В. П., 2012) Соболевська, Олена Костянтинівна; Соболевская, Елена Константиновна; Sobolevska, Olena K.У дисертації представлено новий ракурс бачення і науково-теоретичне узагальнення сутнісних характеристик постановки та розв’язання проблеми взаємодії мистецтва і дійсності в культурі Срібного віку в її парадигмальних релігійно-філософському, філософсько-культурологічному та художньо-естетичному напрямах. Аналіз проблеми взаємодії мистецтва і дійсності виконується у світлі граничних питань людського існування: про сенс життя, про сенс смерті, про шляхи спасіння душі. У результаті проведеного дослідження розроблено багатопланову концепцію взаємодії мистецтва і дійсності і репрезентовано такі їх взаємовідношення, якими не зменшуються ані цінності мистецтва, ані цінності дійсності, і для яких мистецтво й дійсність, зберігаючи свою специфіку та відносну автономність, проникають одне одного в єдності провини і відповідальності. Дана концепція відкриває новий напрям філософсько-культурологічних досліджень і перспективи обґрунтування цілісного гуманістичного світогляду, у рамках якого мистецтво виконує нічим не замінну гуманістичну функцію щодо людського буття.Документ «Есть города, в которые нет возврата…» (вариации на тему изгнания)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2019) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Данный текст представляет собой десять философско-поэтических вариаций на тему изгнания. Каждая вариация является развитием какого-то одного ключевого мотива и прояснением особенностей экзистенциального бытия человека -изгнанника. Изгнание интерпретируется в различных смысловых модусах и утверждается в качестве непременного условия, способствующего выходу в особое экзистенциальное измерение и связанное с ним понимание жизни.Документ Жизнь героя и смерть автора (Вариации на тему пятого тезиса А. Роджеро)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Статья посвящена интерпретации категорий «автор» и «герой» применительно к самой действительности. Данные категории истолковываются в русле тематики, заданной нижеприведенным тезисом.Документ Искусство и демон красного смеха (маргиналии к размышлениям М. Волошина)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2012) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Стаття присвячена інтерпретації текстів М. Волошина, пов’язаних з Рєпінською історією. Автор зупиняється на ключових тезах поета, роз’яснює і доповнює суть затверджуваних ним положень в світлі граничних підстав людського існування.Документ Искусство и теургия в философско-эстетической концепции Вячеслава Иванова(Криворізький державний педагогічний університет, 2008) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Свободная теургическая деятельность так именовал подлинное искусство Владимир Соловьёв и видел его задачу в пресуществлении внешних отношений между божественным, человеческим и природным началами во внутренние, органические отношения. Искусство было впервые возведено на предельную, ему ещё неведомую высоту и не просто поставлено в один ряд с теургией, но и названо этим до конца непостижимым именем. Этот радикальный шаг Соловьёва дал толчок и направление последующему развитию событий в области культуры: и собственно самой художественной деятельности, и её философско-эстетическому осмыслению.Документ Искусство и феноменология: метод. Указания по курсу эстетики(2005) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Документ Искусство и феноменология: точки пересечений(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2009) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Сопоставляются основополагающие принципы феноменологии и искусства. Основываясь на ряде примеров из поэзии, автор анализирует различные возможности остранения вещей в искусстве и показывает сходство поэтического усмотрения сущностей и феноменологического.Документ Искусство – художник – жизнь (развитие античной традиции в культуре Серебряного века)(Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, 2005) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Искусство и жизнь – две сферы человеческой деятельности, культуры, в которые человек неизбежно вовлечен, о сущности которых он рано или поздно задумывается; две сферы деятельности, посредством которых человек сознает себя в качестве человека – в качестве той точки, того узлового сплетения совести, где только и может быть поставлен вопрос о смысле: о смысле искусства, о смысле жизни, о смысле их взаимоотношений. Но, пытаясь ответить на эти вопросы, мы не сможем обойти вниманием и самого художника, поскольку его причастность к тому и другому полюсу неоспорима. Он связан с ними кровными узами. Так в чем же состоит сущность его дела, какие задачи возлагаются на художника самой жизнью и самим искусством?Документ Коллективное безумие, или с ума сходят не в одиночку(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2016) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Данный текст представляет собой попытку зафиксировать поток сознания человека, неожиданно ощутившего себя чужым в механистически устроенном социальном сообществе. Автор выявляет ряд подобных случаев в области поэтического и философского творчества. Ключевая проблема текста: возможно ли провести четкую границу между шизофренией (или расстройством мышления) и философско-поэтическим творчеством.Документ Миф об Орфее, или скобка о повороте ( на материале творческих рефлексий М.Цветаевой)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Древнегреческий миф о прапевце и поэте Орфее с его основными сюжетными линиями стал благодатным источником, к которому устремляются поэты всех поколений не только для того, чтобы очередной раз художественно переосмыслить саму историю любви, но и для того, чтобы наконец здесь, из самых первоначал, добыть истинные представления о сущности своего дела и здесь, у самого истока, поразмышлять на соответствующую тему.Документ Мы ничего не знаем про уход и тем не менее…(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2021) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.В нашей жизни есть события, переживание и осмысление которых ни с чем иным не сопоставимо. Мы, безусловно, в той или иной мере сознаем и переживаем факт скоротечности нашего земного бытия, нашей собственной, каждому из нас предстоящей смерти. У нас есть опыт умирания и, тем не менее, нет опыта непосредственно своей смерти, как она в действительности осуществится. Мы не можем ни осознать, ни пережить свою смерть в качестве события своей жизни.Документ Ощутить другость другого бытия…(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2016) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Гуманитарный дискурс не исчерпывается дискурсом строго научным или же научно-философским. Далеко не все в мире подлежит линейному мышлению, разворачивающемуся как цепочка логически обоснованных суждений. Есть те сферы культуры-жизни, которые обязывают к дискурсу поэтическому, к мышлению и речению интуитивному, многоплановому, схватывающему целое независимо и вне последовательно выводимых положений. И это тем более очевидно, когда мы пытаемся беседовать с теми, кто уже пребывает за чертой мира явлений, особенно если речь идет о поэтах. Они не умерли и не отдалились от нас окончательно. С ними возможен диалог и взаимосвязь, если мы способны открыть в себе их бытие и открыться в свете их бытия.Документ «Познай самого себя» и «ты еси» как единый принцип творческой личности(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2010) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.Статья посвящена интерпретации известных древнегреческих надписей — «Гл/юЭг oeoroxov» и «Еі» — в контексте философско-эстетического наследия Вяч. Иванова. Автор статьи показывает, что в трудах Иванова эти надписи тесно взаимосвязаны и выступают в качестве единого принципа творческой личностиДокумент Поэт как юродивый: поэзия как юродство(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2020) Соболевская, Елена Константиновна; Соболевська, Олена Костянтинівна; Sobolevska, Olena K.В статье рассматривается юродство как способ бытия в мире и жизнетворчество поэта как одна из форм его реализации. Цель статьи – показать и обосновать поэтическое творчество как юродство естественное, врожденное, имеющее свою специфику по сравнению с другими формами. Автор статьи приходит к выводу, что мерою юродства поэтического, предполагающего жертву ежедневную, непрерывную, от человеческих глаз сокрытую, измеряются масштабы целостной личности поэта-человека. Поэт, как орган соборного видения, говорит за народ, открывает жестокую правду. Его слово, подобно дерзкому слову юродивого, имеет великую силу – оно буквально жжет: не приемлет, обличает, отвергает ценности мира сего, напоминает об иных, непреходящих, величайших и бесценных дарах.