Соболевська, Олена КостянтинівнаСоболевская, Елена КонстантиновнаSobolevska, Olena K.2013-11-252013-11-252012Авторефератhttps://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/3957Науковий консультант: доктор філософських наук, професор, академік Української академії політичних наук Верников Марат МиколайовичУ дисертації представлено новий ракурс бачення і науково-теоретичне узагальнення сутнісних характеристик постановки та розв’язання проблеми взаємодії мистецтва і дійсності в культурі Срібного віку в її парадигмальних релігійно-філософському, філософсько-культурологічному та художньо-естетичному напрямах. Аналіз проблеми взаємодії мистецтва і дійсності виконується у світлі граничних питань людського існування: про сенс життя, про сенс смерті, про шляхи спасіння душі. У результаті проведеного дослідження розроблено багатопланову концепцію взаємодії мистецтва і дійсності і репрезентовано такі їх взаємовідношення, якими не зменшуються ані цінності мистецтва, ані цінності дійсності, і для яких мистецтво й дійсність, зберігаючи свою специфіку та відносну автономність, проникають одне одного в єдності провини і відповідальності. Дана концепція відкриває новий напрям філософсько-культурологічних досліджень і перспективи обґрунтування цілісного гуманістичного світогляду, у рамках якого мистецтво виконує нічим не замінну гуманістичну функцію щодо людського буття.В диссертации представлены новый ракурс видения и научно-теоретическое обобщение сущностных характеристик постановки и решения проблемы взаимодействия искусства и действительности в культуре Серебряного века в её парадигмальных религиозно-философском, философско-культурологическом и художественно-эстетическом направлениях. Анализ проблемы взаимодействия искусства и действительности осуществляется в свете предельных вопросов человеческого существования: о смысле жизни, о смысле смерти, о путях спасения души. В диссертации показывается, что культура Серебряного века может рассматриваться не только в качестве «переходного» культурно-исторического типа, но и в качестве такого особого культурно-исторического типа, основой которого является непрерывающаяся и в высшей степени плодотворная традиция, специфический тип художественного мышления и бытия, выходящие за границы определенной исторической эпохи. Теургическое (символическое) искусство в его отношении к действительности не является только лишь её отражением, будь то воспроизведение эмпирического мира или его типических черт, и в то же время оно не является отражением мира высших сущностей, отменяющих действительность низшего порядка. Искусство обличает вещи невидимые и утверждает всеобщую взаимосвязь сущего как пронизанного единым ритмом бытия смысла. Оно открывает новые формы, новые уровни существования и в самой действительности, и в пространстве личности художника и сотворчествующего субъекта. Открывающиеся формы и грани имеют свою специфическую онтологию, которая сознается непосредственно в акте проживания, переживания, в акте ясного ощущения полноты бытия. Искусство разрушает границы собственно эстетического, оно переходит в саму жизнь и ставит человека перед необходимостью совершать выбор нравственного порядка на границе последних вопросов бытия. В результате проведенного исследования разработана многоплановая концепция взаимодействия искусства и действительности и представлен тот план их взаимоотношений, где не умаляются ни ценности искусства, ни ценности действительности, где искусство и действительность, сохраняя свою специфику и относительную автономность, проникают друг друга в единстве вины и ответственности. В диссертации представлено новое направление философско-культурологических исследований, которое открывает возможности и перспективы обоснования цельного гуманистического мировоззрения, где искусство оказывается не какой-то отдельной сферой культурной жизни, но выполняет ничем не заместимую гуманистическую функцию в отношении человеческого бытия.The dissertation presents a new angle of vision and scientific-theoretical generalization of the essential characteristics of the formulation and solution of the problem of interaction of art and reality in the culture of the Silver Age in its paradigmatic religious-philosophical, philosophical-cultural and aesthetic-artistic directions. Analysis of the problem of interaction of art and reality is carried out in the light of the final questions of human existence: the meaning of life, the meaning of death, the ways of salvation of the soul. The conception of interaction of art and reality, developed in the thesis, has multidimensional (philosophical, cultural, aesthetic, anthropological) character. It presents the plan of their relationships, where neither the values of art, nor the values of reality are disparaged, where art and reality penetrate each other in the unity of guilt and responsibility and at the same time maintain their own specificity and relative autonomy. It opens up a new way of the philosophical-cultural researches and possibilities and prospects of substantiation of the holistic humanistic world view where art fulfils irreplaceable humanistic function in the relation to human existenceukСрібний вікмистецтвожиттясмертьбезсмертяподія буттяжиттєтворчістьфілософсько-культурологічні антиноміїдіалогічністьмежі культуриСеребряный векискусствожизньсмертьбессмертиесобытие бытияжизнетворчествофилософско-культурологические антиномиидиалогичностьграницы культурыSilver Ageartlifedeath,immortalitythe event of Beinglife-creationphilosophical-culturological antinomiesdialogismthe boundaries of cultureВзаємодія мистецтва і дійсності в культурі Срібного віку: філософсько-антропологічний вимір.Взаимодействие искусства и действительности в культуре Серебряного века: философско-антропологическое измерение.Interaction of Art and Reality in Silver Age Culture: Philosophical-Anthropological Dimension.Other