Слюсаренко, Марія ІванівнаСлюсаренко, Мария ИвановнаSliusarenko, Mariia I.2016-04-262016-04-262015Жанрово-комунікаційні особливості памфлетів Миколи Хвильового доби «Камо грядеши» : автореф. дис ... канд. наук із соц. комунікацій / М. І. Слюсаренко. – Текст. дан. – Київ, 2015. – 19 с.https://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/8464Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата наук із соціальних комунікацій за спеціальністю 27. 00.04. – теорія та історія журналістики. – Інститут журналістики, Київський національний університет імені Тараса Шевченка Міністерства освіти і науки України. – Київ, 2015. У дисертації досліджуються засоби комунікаційної ефективності памфлетів Миколи Хвильового 1925 – 1926 років. Пояснена обумовленість у памфлетному жанрі раціонального та емоційного начал, універсальним комунікаційним засобом визначена сміхова оцінність, що виникає внаслідок синтезу понятійного та образного мислення. Сатиричний жанр відзначається двоплановістю (сплавом аналітичної та белетризованої) оповіді. У основі памфлетів М. Хвильового перебуває стаття, одиниці та операції логічного мислення скеровані на просвіту мас та вироблення знань читачів як керівної сили до дій. Сатирична картина політичної дійсності заселена антиподами творці – руйначі, засоби комічного (іронія, гумор, дотеп та сарказм) та різновиди тропів (метафора, метонімія, оксиморон, порівняння) сприяють виробленню бажаної оцінки та сміхової реакції на негативне. Діалогічність памфлетів на позатекстовому рівні спричинила виникнення соціального діалогу, публічного обговорення гострих суспільних питань; діалогізація публіцистичного викладу виконує комунікаційно-прагматичні та комунікаційно-експресивні функції. Значимими елементами ефективної комунікації автор-публіка є смислова структура (форма розгортання думки) і композиція (взаємообумовленість окремих частин тексту).Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук по социальным коммуникациям, специальность 27.00.04. – теория и история журналистики. – Институт журналистики, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Министерство образования и науки Украины. – Киев, 2015. В диссертации исследуются коммуникационные свойства памфлетов Николая Хвылевого 1925–1926 годов. Отмечено, что сложная природа сатирических жанров и литературоведческий подход в изучении публицистики обусловили ряд противоречивых взглядов в трактовке памфлета, наиболее обсуждаемыми стали вопросы о его родовых и формальных особенностях. Памфлет актуальный для изучения в контексте журналистиковедения, его принадлежность к жанрам газетной сатиры подтверждают такие факторы, как острота рассматриваемой проблемы реальности, четкая позиция автора, краткость мысли, прозрачность сатирического образа, отсутствие художественного вымысла, обнародование каналами медиа. Коммуникационным средством памфлетиста определена смеховая оценочность, которая возникает вследствие синтеза понятийного и образного мышления. Смех раскрывает авторскую оценку, утверждает лучшие качества (оптимизм, уверенность, достоинство, независимость), заражает читателей и сражает виновников общественного зла. Охарактеризованы два направления публицистического внимания автора: культурологическое и общественно-политическое. Сатирические жанры публицистики синтезируют аналитическую и беллетристическую формы изложения. В основе памфлетов Н. Хвылевого заложена форма статьи. Автор обосновывает суть отрицательной политической действительности посредством системы основного и вспомогательных тезисов, использует единицы и операции логического мышления, анализирует значимый фактический материал, вырабатывает знания читателей как руководящую силу для действий. Сатирическая картина отрицательной действительности построена на взаимодействии полярных образов художника и политиканов. Элементы комического (ирония, юмор, острота, сарказм) и разновидности тропов (метафора, метонимия, сравнение, оксюморон) способствуют выработке желаемой оценки и смеховой реакции на отрицательное. Памфлетист утверждает собственное мнение в условиях контакта с чужими высказываниями, памфлетный жанр наделен диалогическими свойствами на внутритекстовом и интертекстовом уровнях. Памфлеты Н. Хвылевого стали репликами масштабного Всеукраинского социального диалога, побудили общение на уровнях автор – оппоненты, автор – единомышленники и оппоненты автора – его единомышленники. В публицистике диалогические формы обретают жанроопределяющие свойства и отделяют газетное изложение от научной экспликации факта. В частности, Хвылевый-памфлетист вступает в речевое взаимодействие с В. Белинским, который находится за пределами земной жизни (художественный прием), средствами диалогичности скрыто высказывает положительную оценку врага власти Д. Донцова (художественный прием), в обращении к читателям планирует не только единомыслие Я - Вы - Мы с Вами, но и обострение идейного противостояния (полемическое средство). Диалогизация публицистического изложения предполагает прагматическую и экспрессивную функции, способствует усвоению информации и несет активную оценочность. Важными элементами эффективной коммуникации названы смысловая структура (форма развития мысли) и композиция (взаимосвязь отдельных частей текста), подчиненные достижению практического результата сообщения. Доказательности памфлета способствуют такие элементы смысловой структуры, как многократные объяснения отдельных мыслей и понятий, поэтапное опровержения автором взглядов оппонентов, членение их высказываний на отрезки и анализ каждого по отдельности; авторские комментарии и повторы уже сказанного служат своеобразным сопровождением для читателя, помогают ему разобраться в материале и соединяют изложение в одно целое. Часто сообщения ведущей мысли сопровождаются сложными авторскими отступлениями, которые, наслаиваясь друг на друга, ухудшают понимание, требуют большей сосредоточенности внимания. Наложение элементов логического и образного мышления, путаные примеры и неоднозначные понятия препятствовали эффективной коммуникации. Автор подчиняет инструментарий композиции (заголовки, эпиграфы, предисловия, вставные элементы, рефрены, обрамление, формы других жанров) на достижение коммуникационной цели, направляет их расположение на прояснение содержания и собственной оценки, формирует целостный текст, замкнутый круг мыслей. Коммуникационная эффективность памфлетов Н. Хвылевого обусловлена авторским талантом и их жанровой природой.Dissertation on gaining academic degree by the candidate of science in social communications in specialty 27.00.04 – Theory and History of Journalism. - Institute of Journalism, Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ministry of Education and Science of Ukraine. – Kyiv, 2015. The dissertation explores means of communicative effectiveness in M. Hvylyoviy’s pamphlets that were written during 1925-1926. It explains the usage of rational and emotional beginnings , single out laugh assessment as a universal communicative tool that appears as the result of conceptive and figurative thinking. Satiric genre is distinguished by two-sidedness (synthesis of analytic and belletristic) narration. M. Hvylyoviy’s pamphlets – pamphlets-articles, in which units and operations of logical thinking are directed onto mass enlightenment and on readers’ knowledge as controllable forth to act. Satiric depiction of political reality is full of antipodes – destructors, means of comicality (irony, humor, fun and sarcasm) that enhance achievement of welcomed assessment and humor reaction onto negative. Pamphlets’ dialogics on extratextual level enhanced appearance of social dialogue, public discussion of key social issues; dialogisation of publicistic narration has communicatively-pragmatic and communicatively-expressive functions. Important elements of effective communication author – public is disposition (a form of idea formation) and composition (interposition of separate parts of a text).ukпамфлетпубліцистична комунікаціявпливпереконаннясаркастичний сміхкомунікаційна мета авторапрактична дієвістьпублікапублицистическая коммуникациявлияниеубеждениесаркастический смехкоммуникативная цель авторапрактическая действенностьпубликаpamphletpublicistic communicationinfluencepersuasionsarcastic laughcommunicative aim of the authorpractical actionpublicЖанрово-комунікаційні особливості памфлетів Миколи Хвильового доби «Камо грядеши» [автореферат]Жанрово-коммуникационные особенности памфлетов Николая Хвылевого периода «Камо грядеши» [автореферат]Genre and communicative features of M. Hvylyoviy’s pamphlets during “Kamo gryadeshi” periodBook