Степанов, Евгений НиколаевичСтепанов, Євгеній МиколайовичStepanov, Yevhenii M.Мацулевич, Александр2018-04-242018-04-242017Філологічні студіїhttps://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/13877Современный инструментарий лингвистических исследований постоянно пополняется новыми способами. Во многом это происходит благодаря развитию технологических средств изучения языковых явлений, в первую очередь – благодаря развитию компьютерных программ, которые позволяют оперировать с большим массивом текстов. Прагматический аспект подобных исследований заключается в выявлении закономерностей порождения и восприятия живой человеческой речи, что происходит в соответствии с антропоцентрической парадигмой науки в XXI столетии. На примере нашего исследования языковых средств воспитательного воздействия в фантастической литературе для подростков мы хотим показать возможности применения методики, нацеленной на выявление языковых реализаций ряда концептов. Использование технологических способов неизбежно сопровождается личным ментальным поиском исследователя, его научной и языковой интуицией, т. е. мы рассматриваем технологию не отвлечённо, а как дополнение к логическому анализу, предпринимаемому живым человеком. В определении концепта мы опираемся на мнения Ю. Степанова и С. Воркачёва. Вслед за этими учеными мы считаем концепты сгустками культурной среды в сознании человека, которые переживаются, а не только мыслятся. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий,85 а иногда и столкновений [8]. При этом концепт, как правило, соотносится более чем с одной лексической единицей, и является скорее выражением лексико-семантической парадигмы.otherконцептхудожественная литератураслова-маркёрылексико-тематические группы словО способах количественного исследования языковых средств в художественной литературеArticle