Павлова, Тетяна ОлександрівнаКривошликова, Аліна СергіївнаПавлова, Татьяна АлександровнаКривошлыкова, Алина СергеевнаPavlova, Tetiana O.Kryvoshlykova, Alina S.2020-06-192020-06-192020Правова держава = Правовое государство = Сonstitutional Statehttps://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/28139У статті досліджено міжнародно-правові акти щодо запобігання насильства в сім’ї, визначено пріоритетні напрями на шляху до захисту прав як жінок, так і дітей, з огляду на те, що кожний акт домашнього насильства завдає значну шкоду усім без винятків членам родини, всередині якої він відбувається. Вирішення вказаної проб леми на сучасному етапі першочергово здійснюється шляхом поступового вдосконалення національного законодавства та ратифікації міжнародних актів. Наголошується на тому, що Модельне законодавство ООН про домашнє насильство вперше передбачає такий механізм захисту від домашнього насильства як обмежувальні заходи, які у цьому документі мають назву «надзвичайний тимчасовий обмежувальний ордер» та «охоронний ордер». Досліджено іноземний досвід правового регулювання обмежувальних заходів, що застосовуються до осіб, які вчинили домашнє насильство. Акцентовано увагу на тому, що європейські країни, у тому числі й Україна, передбачили у національному законодавстві інститут обмежувальних заходів. За результатами дослідження досвіду іноземних країн було виявлено, що розповсюдженим підходом у сфері запобігання домашньому насильству стало надання судам можливості поряд із призначенням покарання щодо «кривдників», застосовувати (або у якості альтернативи покаранню) – інші заходи кримінально-правового характеру.В статье проанализировано международное законодательство в сфере предупреждения насилия в семье, а также зарубежный опыт правового регулирования ограничительных мер, применяемых к лицам, совершившим домашнее насилие. Сделан вывод о том, что предупреждению домашнего насилия посвящен ряд международноправовых актов, среди которых центральное место занимает Модельное законодательство ООН о домашнем насилии от 02.02.1996 г., на основании которого европейские страны, в том числе Украина, ввели в национальное законодательство институт ограничительных мер. По результатам исследования опыта зарубежных стран было установлено, что распространенным подходом в сфере противодействия домашнему насилию стало предоставление судам возможности наряду с назначением наказания «обидчикам» (в некоторых странах вместо наказания) применять иные меры уголовно-правового характера. Предлагается, с целью предупреждения совершения домашнего насилия, расширить круг лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о выдаче ограничительного предписания, предусмотренного в ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О предупреждении и противодействии домашнего насилия». В ст. 91-1 УК Украины предлагается расширить правовые основания применения ограничительных мер в отношении лиц, которые совершили домашнее насилие и не признаются субъектом преступления, или же признаются субъектом преступления, но к ним, наряду с наказанием могут применяться принудительные меры медицинского характера, принудительное лечение или принудительные меры воспитательного характера и т. п.В статье проанализировано международное законодательство в сфере предупреждения насилия в семье, а также зарубежный опыт правового регулирования ограничительных мер, применяемых к лицам, совершившим домашнее насилие. Сделан вывод о том, что предупреждению домашнего насилия посвящен ряд международноправовых актов, среди которых центральное место занимает Модельное законодательство ООН о домашнем насилии от 02.02.1996 г., на основании которого европейские страны, в том числе Украина, ввели в национальное законодательство институт ограничительных мер. По результатам исследования опыта зарубежных стран было установлено, что распространенным подходом в сфере противодействия домашнему насилию стало предоставление судам возможности наряду с назначением наказания «обидчикам» (в некоторых странах вместо наказания) применять иные меры уголовно-правового характера. Предлагается, с целью предупреждения совершения домашнего насилия, расширить круг лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о выдаче ограничительного предписания, предусмотренного в ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О предупреждении и противодействии домашнего насилия». В ст. 91-1 УК Украины предлагается расширить правовые основания применения ограничительных мер в отношении лиц, которые совершили домашнее насилие и не признаются субъектом преступления, или же признаются субъектом преступления, но к ним, наряду с наказанием могут применяться принудительные меры медицинского характера, принудительное лечение или принудительные меры воспитательного характера и т. п.ukобмежувальні заходиправа жінокправа дітейсвітовий досвід у сфері захисту прав жінок та дітейограничительные мерыправа женщинправа детеймировой опыт в сфере защиты прав женщин и детейrestrictive measuresparents` rightschildren`s rightsworld experience in the protection of children`s rightsОбмежувальні заходи, що застосовуються до осіб, які вчинили домашнє насильство: вітчизняний та іноземний досвідОграничительные меры, которые применяются к лицам, совершившим домашнее насилие: отечественный и зарубежный опытRestrictive measures that apply to perpetrators of domestic violence: domestic and foreign experienceArticle