Панков, Александр АнатольевичПодшивалкина, Валентина ИвановнаPodshyvalkina, Valentyna I.Подшивалкіна, Валентина Іванівна2018-09-282018-09-281995Социологические исследования.https://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/18888Разрушение тоталитарного общества поставило под сомнение необходимость отстаивания принципа примата светской жизни над религиозной. Возник следующий парадокс. В обществе, в силу его кризиса, ломки сложившихся форм жизнедеятельности, особую остроту приобретают проблемы поиска смысла, жизненного пути, веры, с которыми традиционно "работает" религия. Казалось бы неминуем религиозный взрыв. Его, однако, не происходит. Создается впечатление абсолютной невостребованности подобных знаний со стороны религиозных организаций, их нежелании знать о реальных процессах как в среде собственной паствы, так и в остальной части современного общества, потенциально являющейся для них будущей паствой. Отсюда вытекает их неумение, невозможность делать выводы и предпринимать соответствующие усилия по взаимодействию с паствой и по реализации того потенциала, который заложен в окружающем обществе. Один из известных представителей православной интеллигенции А.Р. Бессмертный и социолог СБ. Филатов пишут: «Сегодня, в начале 90-х гг., мы видим повсеместный рост доверия к Церкви и надежд на то, что она сможет стать одной из ведущих моральных сил, которая будет способна решить многие проблемы нашего общества, облагородить его. Но что-то не получается, что-то "прокручивается"».ruрелигиясознаниепосттоталитарное обществопроблемаПроблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществеArticle