Яковлєва, Ольга ВасилівнаЯковлева, Ольга ВасильевнаYakovlieva, Olha V.2021-09-212021-09-212021Мова : науково-теоретичний часопис з мовознавстваhttps://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/31653Об’єктом аналізу є сучасні багатозначні терміни лінгвістичної гендерології, які пов’язані з гендерним вихованням дітей дошкільного віку. Предметом розгляду були основні поняття, що передують формуванню гендерної ідентичності у дітей. На матеріалі поезій видатної української письменниці радянських часів Н. Забіли описано гендерні характеристики мовленнєвої поведінки дітей. Результати аналізу дитячого мовлення, представленого поетесою у своїх творах, дають змогу стверджувати, що письменниця як багатодітна мати, яка пережила смерть двох донечок, абсолютно реалістично і з любов’ю описала різні прояви фемінності та маскулінності у дітей дошкільного віку. Авторкою статті зроблено висновок, що Н. Забіла, яка в маскуліноцентричному середовищі українських радянських письменників зробила блискучу кар’єру, текстами віршів для дітей і про дітей закріплювала позитивне ставлення до стереотипів фемінності та маскулінності, що репрезентують тексти традиційної культури українців, зокрема й тексти народних казок, які поетеса записала у віршованій формі. Правдивість віршів проявляється і в тому, що мовленнєва поведінка дівчат іноді репрезентує суто маскулінні риси характеру, а хлопчики, навпаки, у мовленні проявляють жіночі якості: чутливість, жалість, полохливість тощо. Вказано причини таких трансформацій.В статье рассмотрены основные понятия, которые предшествуют формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста. Проанализированы современные полисемические термины лингвистической гендерологии, которые связаны с гендерным воспитанием детей. Объектом данной статьи были гендерные характеристики речевого поведения дошкольников на материале стихотворных текстов выдающейся украинской писательницы советского времени Н. Забилы. Предметом — проявления маскулинности и феминности в речи детей обох полов. Основными методами стали: описательный, контекстуально-интерпретационный анализ и системный анализ поэтических текстов. Проведенный анализ детской речи позволяет сделать вывод о том, что писательница как многодетная мать, которая пережила смерть двух дочерей в детском возрасте, реалистично и с большой любовью описала самые разнообразные проявления феминности и маскулинности у детей. Н. Забила текстами стихотворений воспитывала позитивное отношение к традиционным гендерным стереотипам, которые сохранены в украинском фольклоре, в частности, в текстах народных сказок: их поэтесса записала в стихотворной форме. Правдивость текстов Н. Забилы и в том, что речевое поведение девочек иногда репрезентует маскулинные черты характера, а речь мальчиков демонстрирует женские качества: эмоциональность, жалость, умение сопереживать и т. д. Указаны причины таких трансформаций.The article deals with the basic concepts that precede the formation of gender identity in children. Modern multi-valued terms of linguistic gender studies related to gender education of preschool children are analyzed. The object of attention was the gender characteristics of children’s speech behavior based on the poetry of the outstanding Ukrainian writer of the Soviet times — N. Zabila. The subject — manifestations of masculinity and femininity in the speech of children of both sexes. The main methods were: descriptive, contextual-interpretive analysis and systematic analysis of poetic texts. Conclusions: the analysis of children’s speech suggests that the writer, as a mother of many children who survived the death of two daughters, described the manifestations of femininity and masculinity in preschool children in a completely realistic and loving way. The author of the article concludes that N. Zabila, who made a brilliant career in the masculine-centric environment of Ukrainian Soviet writers, wrote a positive attitude to the stereotypes of femininity and masculinity, representing the texts of traditional Ukrainian culture, including folk texts. fairy tales, which the poetess wrote in poetic form. The truth of the poems is manifested in the fact that the speech behavior of girls sometimes represents purely masculine traits, and boys, on the contrary, in speech show feminine qualities: sensitivity, pity, timidity, and so on. The reasons for such transformations are indicated.ukстатева ідентифікаціягендерні уявленнягендерна ідентичністьстатеворольова ідентичністьгендерні ролігендерна константністьполовая идентификациягендерные представлениягендерная идентичностьгендерные ролигендерная константаgender identificationgender representationsgender identitygender role identitygender rolesgender constancyГендерні ознаки мовленнєвої поведінки дітей у поетичних творах Наталії ЗабілиГендерные признаки речевого поведения детей в поэтических произведениях Наталии ЗабилыGender features of speech behavior of children in the poetic works by Natalia ZabilaArticleDOI: 10.18524/2307–4558.2021.35.237866