Райхерт, Константин ВильгельмовичРайхерт, Костянтин ВільгельмовичRaikhert, Kostiantyn V.2011-05-312011-05-312008Δοξα/ДОКСА : збірник наукових праць з філософії та філологіїhttps://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/1316Юрген Хабермас характеризует «проект модерна», или «культурный проект», (см.: [1; 2]) упором на универсальность разума, отказом от авторитета традиции, склонностью к рациональной аргументации в качестве единственного способа защиты своих убеждений, идеалом совместного существования под знаком взаимного признания и понимания, отсутствием принуждения. Данные характеристики обусловлены, во-первых, тем, что «модерность», «принадлежность к современности» (Modernität) есть выражение сознания эпохи, «соотносящей себя с античным прошлым в ходе осмысления себя самой – как результат перехода от старого к новому» [1, с. 41]; во-вторых, профессиональным подходом к культурной традиции в том или ином абстрактном аспекте значимости: «В соответствующих культурных системах деятельности [науке, морали, искусстве] институализируются научные дискурсы, исследования в области морали и теории права, создание произведений искусства и художественная критика как дело специалистов» [1, с. 45]; в-третьих, проектом модерна, сформулированного в XVIII веке философами Просвещения и состоящего в неуклонном развитии объективирующих наук, универсалистских основ морали и права, автономного искусства с сохранением их своевольной природы, высвобождении накопившихся таким образом  «когнитивных потенциалов  из их высших эзотерических форм» [1, с. 45] и использовании их для  практики, то есть «для разумной организации жизненных условий» [1, с. 45].ru"метрополис"Фриц Ланг"проект модерн"Юрген Хабермас«Метрополис» Фрица Ланга, или обратная сторона «Проекта модерна» Юргена ХабермасаArticle