Мусий, Валентина БорисовнаМусій, Валентина БорисівнаMusiy, Valentyna B.Динг Кхань Линь2018-04-252018-04-252017Філологічні студіїhttps://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/13936Подводя итоги своего жизненного пути и художественной деятельности, И. С. Тургенев, для которого всегда была характерной активная общественная позиция, решил обратиться к форме стихотворений в прозе. До сих пор оценки литературоведами этого литературного жанра остаются противоречивыми. М. Л. Гаспаров определяет его содержание так: «…лирическое произведение в прозаической форме; оно обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма» [1, 1039]. В чем-то соглашаясь с ним, В. И.Тюпа возражает положению о «бессюжетности композиции» стихотворения в прозе. Свою мысль он обосновывает тем, что, во-первых, «сюжетность характеризует объектную организацию текста, а композиция – субъектную». А во-вторых, «представление о бессюжетности лирики является крайне спорным, в особенности по отношению к стихотворениям в прозе, где нередко может быть обнаружен небольшой эпический сюжет в рудиментарной форме». В качестве примера В. И. Тюпа называет стихотворения в прозе И. С. Тургенева, в которых «очевидны и микросюжет, и микрособытие, и, главное – ментальное происшествие с самим рассказчиком». «Такого рода событийность, – продолжает В. И. Тюпа, – имеет все основания претендовать на роль конструктивного принципа интересующего нас жанра». Даже в тех стихотворениях в прозе, где, как кажется, ничего не происходит (к примеру, «Деревня» И. С. Тургенева), где «разворачивается статичная идиллическая картина», есть событие: это «сдвиг в сознании лирического субъекта». Поэтому В. И. Тюпа подчеркивает, что процессе прояснения жанровой природы стихотворений в прозе необходимо «уточнить различие между эпическим (нарративным) и лирическим (ментальным) событиями» [5]. Еще одна исследовательница, М. С. Рыбина, предлагает такое определение стихотворения в прозе: «…прозаический жанр, доминантным свойством которого становится переход от внешнего к внутреннему, что обусловливает качественное изменение субъекта речи (момент «озарения»), позволяющее обнаружить в «частном» наблюдении проявление универсального закона бытия» [2, 7]. Универсальный характер решаемых в стихотворениях в прозе проблем, а также соединение в нем эпического и лирического, скорее всего, и побудили И. С. Тургенева обратиться к этому жанру. Эпическое в стихотворениях в прозе проявляется177 не только в форме, свойственной прозе, но и в воссоздании событий. А это, в свою очередь, помогает автору привести примеры, которые подтверждали бы его позицию, воплощенную в произведении в художественной форме. Само же по себе присутствие автора, передача его чувств и мыслей – проявление лирического начала в стихотворениях в прозе. Кроме того, писатель выбирал такие события для подтверждения своих мыслей, которые не могли не воздействовать на эмоциональное состояние его читателей, заставляя их самих остро переживать происходящее с героями. Это, как и ритмизация прозы (к примеру, использование повторов), соответствовало отнесению произведений, включенных И. С. Тургеневым в цикл, к лирике, то есть – к стихотворениям.otherкомпозициястихотворениепрозаИ. С. Тургенев«Чернорабочий и белоручка»«Два богача»Композиция стихотворений в прозе И. С. Тургенева «Чернорабочий и белоручка» и «Два богача»Article