Джиджора, Евгений ВладимировичDzhydzhora, Yevhen V.Джиджора, Євген Володимирович2019-03-182019-03-182017Афонська спадщина: науковий альмонахhttps://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/23029Средневековая христианская литература, религиозно-риторическая по своему характеру1, отображает особенный тип художественного сознания, который теоретики называют традиционалистским, или нормативным2. Нормативное творчество продуцирует, по мнению А. Ужанкова, отдельную литературную формацию XI-XV вв.3, в которой основным способом осмысления действительности становится символизация воссоздаваемой картины мира. Символизация осуществляется путем соотношения первичного «образца» (авторитетные библейские или святоотеческие сюжеты и образы) и вторичного его «воплощения» («нынешние» события, повторяющие библейские или святоотеческие сюжеты и образы по определенным признакам). По мнению А. Александрова, такое соотношение предполагает взаимный перенос семантики одного элемента на другой, в результате чего между этими элементами образуется «частичная – неполная!!! – схожесть»4. Иными словами, в средневековом произведении символ возникает тогда, когда книжник обнаруживает степень «сопричастности» того, что происходит сейчас и является предметом литературного изложения, с предустановленной священно-исторической «первоосновой». На фоне этой первоосновы «теперешние» события и герои оцениваются на предмет схожести, соответствия, правильности и пр.ruсредневековая христианская литературапатриарх Филофея КоккинаЭнергийная сопричастность верующего Творцу в гимнографическом триптихе патриарха Филофея КоккинаArticle