Блок-Нарган, Наталя Альфредівна2022-02-022022-02-022020Блок-Нарган, Н. А. "Щоденник письменника" Ф. Достоєвського за 1873 рік як художнє ціле = "Дневник писателя" Ф. Достоевского за 1873 год как художественное целое = "The diary of the writer" for 1873 by F. M. Dostoevsky as an artistic integrity : дипломна робота магістра / Н. А. Блок-Нарган. – Одеса, 2020. – 107 с.https://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/32442Ф.М. Достоевский был настолько устремлен к практической деятельности, что проявил себя и как писатель, и как публицист, и как критик, и как философ. Это очевидно каждому, кто читает его романы. Однако, на наш взгляд, наиболее полно многогранность натуры Достоевского проявилась в «Дневнике писателя», выходившем на протяжении значительного отрезка времени. Первый выпуск состоялся в 1873 году, за ним последовали выпуски 1876 – 1877 годов и, наконец, 1880 и 1881 гг. На страницах «Дневника писателя» читатель находит высказывания Ф.М. Достоевского, вызванные его переживанием общественно-политических процессов, выражающие его понимание религиозных, философских и исторических проблем. А.В. Кузнецова и Г.А. Склейнис следующим образом определяют признаки публицистичности в нем: «…подчеркнутая полемичность, особая поэтика, пафос и стиль, обращение к актуальным проблемам, реальным событиям современности, документальность, диалогичность повествования, ясность, лаконичность, логичность рассужения» [37, с. 88]. Эта особенность «Дневника писателя» объясняется авторами статьи, во-первых, интересом Достоевского к фактам. Опираясь на высказывания самого писателя, они показывают, что действительность для него была важнее ее изображения, что, безусловно, не исключало для него значимости художественного осмысления фактов действительности. Во-вторых, пишут А.В. Кузнецова и Г.А. Склейнис, публицистика всегда требует от автора диалогичности его слова. А именно диалог, выявление истины в процессе полемики были для Ф.М. Достоевского определяющими. На эту особенность мышления художника, на то, что природа его гения «диалектическая» [63, с. 381], обращают внимание многие исследователи. В честности – В.А. Туниманов. В подтверждение своей оценки исследователь приводит высказывание Достоевского об Ап. Григорьеве, который утверждал, что он критик, а не публицист. Ф.М. Достоевский следующим образом возражал Ап. Григорьеву «…всякий критик должен быть публицистом, в том смысле, что обязанность всякого критика – не только иметь твердые убеждения, но и уметь проводить свои убеждения» [63, с. 193]. Приведенные нами положения работ исследователей свидетельствуют об актуальности дальнейшего изучения как художественного, так и публицистического наследия Ф.М. Достоевского, о разработке новых путей его осмысления.uk035.034 слов’янські мови та літератури (переклад включно): перша російськаФ. М. Достоевский"Дневник писателя"публицистичностьфельетоночеркхудожественная целостностьрелигиозно-нравственная проблематкаки"Щоденник письменника” Ф.М. Достоєвського за 1873 рік як художнє ціле"Дневник писателя” Ф.М. Достоевского за 1873 год как художественное целое“The diary of the writer” for 1873 by F.M.Dostoevsky as an artistic integrityDiplomas