Степанова, Світлана ЄвгеніївнаStepanova, Svitlana Ye.2018-05-232018-05-232017Степанова, С. Є. Мовна картина світу персонажу та її відлуння крізь призму професії = Языковая и эхо- картины мира персонажа сквозь призму профессии = Character's language picture of the world and it echoes through the prism of the profession : дипломна робота бакалавра / С. Є. Степанова ; наук. кер. Т. Ф. Шумаріна ; ОНУ ім. І.І. Мечникова, Філол. ф-т, Каф. російської мови . – Одеса, 2017 . – 81 с.https://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/15910Объект нашего исследования – лексические, фразеологические и грамматические особенности речи центральных и других персонажей рассказов В. М. Инбер «Соловей и Роза», А. П. Чехова «Душечка» и «Полотенце с петухом» М. А. Булгакова, обусловленные профессией персонажей. Предмет изучения – механизмы и формы отражения картины и эхо-картины мира персонажей в речи участников коммуникации. Материалом исследования послужила речь портного Эммануила Соловья и его жены Розы – основных персонажей рассказа В. М. Инбер «Соловей и Роза»; Ольги Племянниковой и близких ей мужчин разных профессий – персонажей рассказа А. П. Чехова «Душечка»; молодого начинающего врача из автобиографического рассказа М. А. Булгакова «Полотенце с петухом». Цель данного исследования – определить способы влияния профессиональной речи на становление и эволюцию языковой картины мира персонажа художественного произведения. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: 1) изучить основные способы формирования авторской художественной картины мира и способы отражения эхо-картины мира; 2) выявить в текстах указанных рассказов единицы профессионально ориентированных лексико-семантических полей и определить их структуры; 3) установить систему и определить роль автора и участников профессиональной коммуникации в исследованных рассказах; 4) проанализировать художественные выразительные средства этих рассказов, возникшие на основе профессиональной коммуникации. Методы исследования. Основной в работе является система приёмов и средств описательного метода лингвистического исследования: наблюдение, лингвистический анализ, обобщение. Методика описательного анализа применяется в работе для общей характеристики явлений языка и его единиц на современном этапе развития и для характеристики анализируемого объекта и предмета исследования. Метод структурного анализа, который даёт возможность подробно описать язык, воспринимать каждую единицу языка как элемент системы, в данной работе использован в рамках приёма компонентного анализа лексических и фразеологических единиц. При этом используется частный метод исследования плана содержания значимых единиц языка, цель которого – разложить значения на минимальные семантические составляющие. Этот метод основан на гипотезе о том, что значение всякой языковой единицы состоит из семантических компонентов (сем) и словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного числа семантических признаков.uk6.020303 філологіяязыковая картина мираМихаил БулгаковЭммануил Соловейметафораметонимияантонимияолицетворениефразеологизм"Полотенце с петухом""Соловей и Роза"Антон Павлович Чехов«Душечка»Вера ИнберперсонажрассказМовна картина світу персонажу та її відлуння крізь призму професіїЯзыковая и эхо- картины мира персонажа сквозь призму профессииCharacter's language picture of the world and it echoes through the prism of the professionDiplomas