Розанов, Всеволод АнатольевичУханова, Анастасия ИгоревнаВолканова, Анна СергеевнаРахимкулова, Анастасия СтаниславовнаПизарро, АнжеликаБирон, Богдан ВладимировичRozanov, Vsevolod A.Ukhanova, Anastasiya I.Volkanova, Anna S.Rakhymkulova, Anastasyia S.Pyzaro, AnzhelykaBiron, Bohdan V.Бірон, Богдан ВолодимировичРозанов, Всеволод АнатолійовичУханова, Анастасія Ігорівна2018-10-042018-10-042016Суицидология: науч.-практич. жур.https://dspace.onu.edu.ua/handle/123456789/18963Проанализированы данные исследования психического здоровья детей (n=589), проведенного по стандартам международного проекта SEYLE с целью оценки взаимосвязи переживаемого стресса и суицидальных тен-денций у подростков. Каждый третий подросток испытывает существенную стрессовую нагрузку, которая составляет 5 и более негативных жизненных событий (НЖС) за полгода. Приоритетными событиями являются проблемы в школе, семейные проблемы и межличностные ситуации (конфликты, расставания). Что касается субъективного переживания стресса, то около половины подростков сообщают, что ощущают стресс с различной частотой, от нескольких раз в году до нескольких раз в неделю. Между накоплением стрессовых событий и ощущением стресса существует прямая корреляция, однако взаимоотношения между этими характеристиками сложнее. По этим критериям школьники разделились на 4 близкие по численности группы, из которых привлекает особое внимание группа, у представителей которой ярко выражен субъективно переживаемый стресс на фоне незначительной частоты НЖС, то есть отсутствия объективных причин для этого. Среди членов этой группы характер суицидальной идеации был аналогичен таковому в группе подростков с высоким уровнем субъективного и объективного стресса. Таким образом, психологический субъективно переживаемый стресс ассоциирован с суицидальностью в такой же степени, как и объективный. Приоритетность НЖС не отражает их влияния на суицидальность. С суицидальными мыслями ассоциированы порой довольно редкие события, в основном связанные с семьей, взаимоотношениями с родителями и сверстниками, болезнями и смертью близкого человека.Database of the project based on SEYLE methodology aimed to evaluate adolescents’ mental health (n=589) was analyzed to establish associations between suicidal tendencies and stress. Approximately one-third of adolescents report experiencing significant stress caused by five or more negative life events (NLE) for a period six months from the date of interview. NLE endorsed most frequently are associated with academic overload, familial problems, and issues in interpersonal relationships (conflicts/disputes, breakups). About 50% of adolescents report experiencing stress in the form of perceived stress (feeling tense, restless, nervous, worried or unfocused) with varying frequency. Analyses reveal NLE are positively correlated with perceived stress, but associations between variables are far more complex. Based on these associations, adolescents were divided into four subgroups. A significant trend was observed in the subgroup who reported high levels of perceived stress without clear objective reasons (minimal NLE). Members of this subgroup report a high intensity of suicidal ideation that is statistically similar to that of adolescents with both high perceived and objective stress. Therefore, perceived stress is observed to be associated with suicidality at the same rate as experiencing multiple NLE. Moreover, reported priority of NLE does not reflect their influence on sui-cidal ideation. Suicidal thoughts are closely associated with more rare events related to family conflict, interpersonal relationships, and illness and/or death of a significant person.ruнегативные события жизнипсихологический стресссуицидальные мыслипопыткиподросткиnegative life eventsperceived stresssuicidal ideationadolescentsСтресс и суицидальные мысли у подростковStress and suicidal thoughts in adolescentsArticle