Переглянути
Нові надходження
Документ Територія нашої відповідальності: Бабин яр та сучасна історична пам'ять в Україні(2017) Довгополова, Оксана Андріївна; Довгополова, Оксана Андреевна; Dovhopolova, Oksana A.В 1941 році почалася трирічна трагедія, що зробила назву нікому не відомого урочища біля Києва символом Голокосту в Україні, а пізніше - символом громадянського протистояння в Радянському Союзі. У вересні 1941 року в Бабиному Яру було знищено за два дні більш ніж тридцяти трьох тисяч київських євреїв, за кілька днів до цього 752 пацієнта психіатричної лікарні ім. Івана Павлова.Документ Иудаизм и "антропологический поворот" в философии(2017) Петриковская, Елена Сергеевна; Петриківська, Олена Сергіївна; Petrykivska, Olena S.На лекциях Ури Гершовича в рамках обзорного курса «Еврейская мысль XX века» с самого начала развернулась полемика: можно ли считать философией осуществленные Г. Когеном, Ф. Розенцвейгом, М. Бубером попытки вписать в немецкий идеализм религию? Стремление этих мыслителей осмыслить иудаизм (в первую очередь имеется в виду последняя работа Г. Когена «Религия разума из источников иудаизма» (1915)) было воспринято некоторыми слушателями как скорее культурология, но никак не философия.Документ "Гебраизм" как концепт определенной межкультурной коммуникации в наследии Г. В. Флоровского(2017) Голубицкая, Анна ВитальевнаВ современной плюралистической цивилизации исследования межкультурной коммуникации особо значимы. Межкультурная коммуникация может рассматриваться на самых различных уровнях, потому объектом исследования разных дисциплин. Один из значимых феноменов межкультурной коммуникации - иудео-христианский диалог.Документ Что такое еврейская (иудейская) логика(2017) Райхерт, Константин Вильгельмович; Райхерт, Костянтин Вільгельмович; Raikhert, Kostiantyn V.Настоящее исследование ставит целью попытаться дать ответ на вопрос: «Что такое еврейская (иудейская) логика?» На мой взгляд, этот вопрос не бессмысленный, потому что, во-первых, в современных исследованиях логики нет чёткого и однозначного понимания того, что такое логика, и, во-вторых, в современных исследованиях еврейской (иудейской) логики не даются чёткие и однозначные определения того, что такое еврейская (иудейская) логика.Документ Этика и еврейская мысль ХХ века (отклик на лекции Ури Гершовича)(2017) Мартынюк, Эдуард Иванович; Мартинюк, Едуард Іванович; Martyniuk, Eduard I.Историю еврейской мысли XX века Ури Гершович начинает с изложения взглядов И. Канта на взаимоотношения религии и морали, на отсутствии обязательной связи между ними. Ибо, по Канту, мораль не нуждается в других идеях, она строится на свободе, поддаётся только императиву. Это как в машине, если она действует в соответствии с законами, то они обеспечат ей проезд без аварий.Документ Украина: год без антисемитизма!?(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Мартынюк, Эдуард Иванович; Никитченко, Елена; Мартинюк, Едуард Іванович; Martyniuk, Eduard I.«Украинская греко-католическая церковь, Римо-католическая церковь Украины, Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская Автокефальная Православная церковь и значительное число лютеранских, евангельских и других христианских пасторов, исламских и иудейских (выделено нами — авт.) содействовали становлению гражданского сознания современных украинцев как реальной возможности повлиять на формирование такого будущего Украины, в котором реализовывались высшие духовные ценности и религиозные идеалы».Документ The Jewish line in building of Ukrainian political nation(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Dovgopolova, OksanaThe process of building of Ukrainian political nation was long and complicated. In 2013-2014 we saw an immediate movement towards the new understanding of Nation due to the Revolutionary events in Kiev and later in South and West Ukraine. We propose here a glimpse at the Ukrainian nation’s contemporary situation through the reflections of Jewish participation in Revolution of 2013-2014.Документ M. Bakhtin's theory of biography, methodology of the Jewish studies and modern biographical strategies in humanities(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Golubovych, Inna V.; Голубович, Інна Володимирівна; Голубович, Инна ВладимировнаI follow for the American philosopher prof. Simon Critchley (New School, New York) and Ukrainian philosopher prof. Vadim Menzhulin (Kyiv Mohyla Academy) that have proposed the title biographical turn» approximately the same meaning as linguistic turn», narrative turn», anthropological turn» etc. The philosophical background of the biographical/autobiographical tradition in culture, the nature and ontology of biography/ autobiography were investigated by German thinkers Wilhelm Dilthey (1833- 1911) and George Misch (1878-1965).(1) In my opinion, it was the first biographical turn» in methodology of Humanities. I can specify on some prominent examples of the deep scientific investigation of the nature of biography as the social and the cultural phenomenon in Russian and Ukrainian tradition.Документ Образ иудаизма и проблема синтеза религии в философии «нового религиозного сознания»(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Петриковская, Елена Сергеевна; Петриківська, Олена Сергіївна; Petrykivska, Olena S.Рубеж XIX и XX веков в России отмечен интенсивным осмыслением «заката Европы» и кризиса новоевропейского рационализма. В поисках новых культурных ориентиров группа интеллектуалов стала разрабатывать модель «нового религиозного сознания». Оно представляет собой комплекс социально-культурных и религиознофилософских идей, приняв которые светская интеллигенция могла бы стать «религиозной общественностью» и возродить Россию, а вместе с ней и всю европейскую культуру к новой жизни. В данной статье на материале философского наследия В.В.Розанова (1856- 1919) рассматриваются особенности осмысления иудаизма в контексте «нового религиозного сознания».Документ Натанель: файласуф или «перипатезируюший» мутакаллим?(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Нофал, ФарисИмя ’Абу ал-Бараката Хибатулла б. ‘Алй б. Малка ал-Багдадй, творившего также под псевдонимом Натанель (1080 - 1164-65), хорошо известно как в арабском мире, так и на Западе. Будучи ученым, принадлежавшим к мусульманской традиции философствования, ’Абу ал-Баракат стоит в одном ряду с Саадией Гаоном (ум. 942), Май- монидом (ум. 1204) и Ибн Каммуной (ум. 1284), также испытавшими на себе колоссальное влияние средневековой арабской мысли. Тем не менее, вопрос об «идейной» идентификации системы Натанеля и поныне остается дискуссионным. Настоящая работа представляет собой попытку взглянуть на школьную принадлежность багдадского философа через призму его онтологии, которая, несмотря на сравнительно большое количество исследований, ей посвященных , все же нуждается в новом освещении и подробном анализеДокумент Антропологическое учение Саадии Гаона(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Цыганок, АнгелинаИудейская философия Средних веков, развивавшаяся при прямом влиянии арабской, не могла обойти вниманием тему человека в том виде, в котором она была сформулирована перипатетиками и мутакаллимами Востока. В частности, творчество первых деятелей эпохи Г'аоним, по праву считающихся отцами» еврейской мысли, представляет собою ярчайший пример философского антропоцен- тризма, характерного для ближневосточной культуры VIII-Х вв.Документ Иудейское мессианство и христианский милленаризм в контексте идеи «разрыва» исторического времени(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Ткаченко, АлексейЦелью нашей работы является анализ описаний «разрыва» исторического времени в иудейском мессианстве, в частности в лурианской Каббале, а так- : же в милленаризме раннего христианства и в средневековых хилиастических движениях. Соответственно, для достижения цели нами поставлены задачи: проанализировать эволюцию мессианской идеи от эпохи царей Давида и Соломона до Хаскалы и милленаристских : представлений в патристике и в религиозных движениях VIII -ХV вв.; эксплицировать историософские идеи; показать развитие идеи «разрыва» в контексте эволюции идеи Мессии и концепции Тысячелетнего Царства.Документ Феномен исторического времени и принципы ветхозаветного историзма(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Голубицкая, АннаЦелью данной публикации является рассмотрение принципов ветхозаветного историзма и решения проблемы исторического времени в текстах Ветхого Завета. Изложение основного материала. Прежде всего, определим само понятие «историзм». Различные историографические школы используют разные определения понятия «историзм».Документ Статус івриту та арабської мови у державі Ізраїль: минуле і сьогодення(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Прибєгін, Іван Сергійович; Прибегин, Иван Сергеевич; Prybiehin, Ivan S.Актуальність теми дослідження обумовлена тим фактом, що мовний фактор в суспільстві, в тому числі ізраїльському, відіграє надзвичайно важливу роль. Від того, яку мовну політику проводить держава, які її цілі і завдання, значною мірою залежить стабільність і цілісність суспільства, його самодостатність, ефективне функціонування і розвиток.Документ Вперёд к ивриту и дальше(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2015) Мартынюк, Эдуард Иванович; Мартинюк, Едуард Іванович; Martyniuk, Eduard I.Поскольку программа курса Сирила Асланова, нашего уважаемого коллеги из Еврейского университета в Иерусалиме «Роль иврита в еврейском национальном возрождении и в современном Израиле» присутствует рядом с этими заметками, я думаю, что мне не стоит вписывать её основные вопросы, а просто предложить для ознакомления некоторые впечатления, сформировавшиеся во время его прослушиванияДокумент Опыт мульти-идеологического образования(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2013) Сапега, Валерия ВалерьевнаМульти-идеологическое образование – это попытка, на мой взгляд, ответить на вопрос: «За что стоит уважать чужую культуру?» Сегодня этот вопрос стоит особенно остро в свете мультикультурности современного общества и все возрастающих проблем с самоидентификацией. Концепция мульти-идеологического образования предлагает человеку поиграть в игру – притвориться, что он совсем не тот, кем он есть на самом деле, стать другим, чтобы в результате понять, в чем же заключается стержень культуры другого.Документ Заметки рецептивента(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2013) Мартынюк, Эдуард Иванович; Мартинюк, Едуард Іванович; Martyniuk, Eduard I.В начале своих заметок по поводу состоявшегося семинара, я благодарю профессора Ури Гершовича, за то, что проведённое им занятие, репрезентующее возможности мульти-идеологического образования прошло интересно. Практически все участники семинара были вовлечены в обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Пред нами предстало и немалое их количество, и ещё большее число всевозможных интерпретаций сюжета «Венецианского купца».Документ Проект мультиидеологического образования: мысли после семинара(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2013) Довгополова, Оксана Андреевна; Довгополова, Оксана Андріївна; Dovhopolova, Oksana A.Проект мультиидеологического образования, представленный доктором Ури Гершовичем, вызвал мой интерес еще в момент знакомства с его кратким описанием. Проведенный в июне 2011 семинар, на котором мы рассматривали текст шекспировского «Венецианского купца» в контексте мультиидеологической техники, подтвердил, что предчувствия не обманывали. Нам был представлен, на мой взгляд, крайне необходимый в ситуации кризиса концепции мультикультурализма проект, направленный не на декларацию абстрактного многообразия мира, а на поиск возможности услышать голос другого, встать на позицию другого. Проект предполагает пропитывание одного и того же текста с позиций иногда враждебных идеологических (в широком смысле этого слова как системы взглядов, ценностей и убеждений определенной социальной группы) установок. Согласившись участвовать в эксперименте, надо осознавать, что комфортной игры не получится, участник неизбежно должен будет заставить себя сойти с привычного маршрута истолкования мира. Никто не гарантирует, что это будет приятно.Документ Мульти-методологическое прочтение литературного текста: возможности и границы («Нос» Н.В.Гоголя в пространстве стратегий интерпретации)(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2013) Голубович, Инна Владимировна; Голубович, Інна Володимирівна; Golubovych, Inna V.Моим письменным ответом на проект мульти-идеологического образования и особенно на вдохновляющий, провоцирующий и рождающий новые, неожиданные смыслы опыт мульти-идеологического прочтения шекспировского «Венецианского купца» вместе в д-ром Ури Гершовичем, станет реплика. Реплика в чисто одесском стиле- вопросом на вопрос. В ответ на вопросы, поднятые летним семинаром. проведенным в рамках факультатива по иудаике на философском факультете Одесского национального университета для меня вновь предельную актуальность приобрел вопрос о мульти- методологическом прочтении литературного текста, который стоял в центре внимания одного из образовательных семинаров научнопросветительского общества «Одесская гуманитарная традиция», членом которого я являюсь уже более 20-ти лет.Документ «Мультиидеологическое образование»: размышления по поводу термина и идеи(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2013) Богатая, Лидия Николаевна; Богата, Лідія Миколаївна; Bohata, Lidiia M.Ситуация знакомства с проектом мультиидеологического образования, представленного доктором Ури Гершовичем, неожиданно актуализировала тему эмоционального воздействия слова. Любому элементарно образованному человеку известно, что каждое произнесенное слово не только подвергается рациональному анализу, но и вызывает определенные эмоциональные воздействия. Сила этого воздействия зависит от личной и коллективной истории каждого.