Перегляд за Автор "Matsulevych, Oleksandr A."
Зараз показуємо 1 - 1 з 1
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Языковые средства воспитывающего характера в фантастических произведениях В. П. Крапивина для подростков(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2020) Мацулевич, Александр Анатольевич; Степанов, Евгений Николаевич; Мацулевич, Олександр Анатолійович; Степанов, Євгеній Миколайович; Matsulevych, Oleksandr A.; Stepanov, Yevhenii M.Цель данной статьи — описать результаты выявления и анализа в четырёх повестях В. П. Крапивина из фантастического цикла «В глубине Великого Кристалла» общим объёмом в 176 580 слов типических языковых средств, направленных на формирование чувства доверия и справедливости как социальных и морально- нравственных ценностей подростка. Объект изучения — лексические единицы, оязыковляющие концепты «доверие» и «справедливость». Предмет исследования — механизмы воспитательного морально-нравственного воздействия на читателя-подростка лексических репрезентантов этих концептов. Использованы аналитико-описательный, контекстуально-интерпретационный, количественный, статистический методы лингвистического исследования, а также методы компонентного и концептуального анализа, способ автоматизированной компьютерной выборки по заданным основам из текстов на электронных носителях. В результате проведённой работы выявлены лексические средства и исследован их план содержания, значимый в процессе воспитания чтением, вскрыты некоторые механизмы нейролингвистического влияния этих языковых средств на сознание подростка. Сделана попытка определить пропорции, при которых слова-маркёры содействуют формированию высокой нравственности и духовности, оказывая воспитывающее воздействие в большей или меньшей степени на подростка. Выводы. Использование репрезентантов концептов «справедливость» и «доверие» в фантастических повестях В. П. Крапивина имеет цель активного воспитательного воздействия на читателей-подростков, так как индексы воздействия этих лексических средств в анализируемых текстах составляют, соответственно, 1,73 и 1,5. Степень воздействия лексических средств и механизмы воспитательного воздействия зависят от частоты использования этих средств. Индекс, значительно превышающий единицу, указывает на целевое воздействие анализируемых языковых средств на сознание читателя. Такие средства можно считать ключевыми.