Перегляд за Автор "Hrebennyk, Hennadii P."
Зараз показуємо 1 - 20 з 59
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Большевизм как социально-историческая технология(Астропринт, 2005) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.В последнее десятилетие разве что ленивый не "бросил камень" в большевиков. Тривиальное обвинение заключается в том, что они,исповедуя в теории коммунистическую утопию и крайний революционаризм в политической практике, воспользовались ситуацией послефевральского хаоса, совершили "октябрьский переворот", пришли к власти и свернули Россию с "большака цивилизации".Документ В. И. Ленин и макиавеллизм(2005) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.В.И. Ленин был космический революционер. «Коренной вопрос всякой революции есть вопрос o власти в государстве». Эта фраза может служить паролем для пропуска в макиавеллианский метадискурс [2]. Я формально согласен с теми критиками Ленина, которые называют его макиавеллистом. Только в их устах это звучит как обвинение вождя в безнравственности, а для меня это не так. Ленин читал «Государя» и, судя по всему, ценил советы флорентийского секретаря. Как прирожденный вождь, имея сильнейшую харизму, он манипулировал людьми. Эта склонность в современной психологии получила определение «макиавеллизм личности» [3]. И все же не єто делает Ленина выдающимся макиавеллистом, а главным образом особенности его мировоззрения, тип политического мышления и тот близкий к идеалу образ политика (сплав теоретика-мудреца и хладнокровного прагматика в одном лице), который так волновал богатое воображение автора “Государя”. В данной статье я касаюсь именно этих аспектов ленинской личности. Во второй ее части показано, что ленинско-макиавеллиевский взгляд на роль морального фактора в политике нисколько не устарел в наши дни.Документ Вариация на тему кантианских вариаций Мераба Мамардашвили(2004) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.В этой статье я намерен показать кантианский дискурс Мераба Константиновича Мамардашвили (1930-1990) в области политической теории. Это – новый пласт, фактически не тронутый теоретической политологией. Собственно говоря, я предлагаю лишь три коротких тематических экскурса в «мир Канта», куда устремлялась мысль М.К. Мамардашвили. Это – тема бытия, тема свободы и тема думания. Но сначала о методе.Документ Власть и общество в контексте макиавеллистского дискурса(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2004) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Статья написана с целью демонстрации одной из многочисленных разновидностей макиавеллизма, образующих сквозную дискурсивную линию, лишь обозначенную именем великого флорентийца, но начатую задолго до него. Под этим углом зрения впервые проанализирована концепция общества А . А . Зиновьева, крупнейшего представителя русско-советской социологической и политической мысли второй половины X X вДокумент Возвращение Ефима Зозули(2012-03-15) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Я, наверное, не взялся бы за перо, если бы не одно отличительное свойство творчества Е. Зозули. Многие его рассказы написаны в жанре философской притчи. Для нее характерен прием вскрытия истинного смысла посредством иносказательной символической формы. Ефим Зозуля оказался очень проницателен. Его рассказы 20-х годов объединяет предчувствие тоталитаризма. Писатель выдвинул претензию на глубину понимания того перелома, который состоялся в России в начале ХХ века и который положил началу великому социальному эксперименту, бесславно завершившемуся на наших глазах и при нашем, в основном, пассивном участии. Эти притчи вызывают ассоциации с событиями последних десятилетий и подталкивают к размышлениям на темы, которые занимают общественное сознание.Документ Гражданственный социолог (к 5-ой годовщине со дня смерти профессора И.М. Поповой)(2013) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Минуло уже пять лет с тех пор, как Ирина Марковна Попова (3.03.1931 – 28.05.2008) покинула этот мир, который был объектом ее пристального интереса. На протяжении четырех десятков лет она занимала совершенно особое положение в одесском социуме. И вот уже пять лет это место не занято. Ученый-социолог, она размышляла над коренными вопросами общественной практики. Одним из них был вопрос об интеллигенции. По этому вопросу у нас с Ириной Марковной состоялся серьезный «обмен мнениями» в период 2006-2007 годов. Об этом я и хочу рассказать. Но сначала попытаюсь обрисовать драматургию нашего диалога об интеллигенции.Документ Два жанра одной темы (критический анализ литературы по проблеме связи политики с моралью)(2005) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Цель данной статьи – проанализировать литературу, вышедшую по теме отношений морали и политики в последнее время, выявить основные тенденции ее изучения и на этом основании сделать вывод относительно ее возможной перспективы на ближайшие годы.Документ Дискурс Махатмы Ганди: опыт совмещения политики с моралью(2006) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Цель данной статьи – путем анализа дискурса М. Ганди дать описание такого типа политического деятеля, в котором этика убеждения доминирует над этикой ответственности, соответственно, кантианский элемент берет верх над макиавеллианскимДокумент Древний макиавеллизм: трактат “Артхашастра”(2003) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Предлагаемая статья является фрагментом исследования автора по теме взаимосвязи политики и морали в истории мировой политической мысли. Тезис, который рассматривается в данной статье, сводится к положению, что макиавеллизм происходит не от Макиавелли, а, наоборот, Макиавелли происходит от макиавеллизма. Дело не в личности Макиавелли. Объективное положение государственного деятеля, необходимость рационально обобщать накопленный политический опыт с неизбежностью порождают макиавеллистский дискурс. Доказывать этот тезис я собираюсь путем сравнительного анализа, указания очевидных параллелей между макиавеллиевским “Государем” (1513 г.) и древнеиндийским трактатом о политике “Артхашастра”, который датируется периодом не ранее Ш в. до н. э. и не позднее П в. н. э.Документ Загадка Макиавелли(2006) Гребенник, Геннадий Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.; Гребенник, Геннадiй ПетровичКрайне противоречивое толкование личности и учение знаменитого флорентийского политика и мыслителя, основателя политической науки Нового времени породило «Загадку Макиавелли». В статье дан авторскую интерпретацию этой проблеме и попытка ее объяснения.Документ Записки обитателя Одесского истфака(2011) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Всякий поживший человек имеет воспоминания, но далеко не всякий имеет право занимать внимание незнакомых ему лично жителей планеты своей «историей». Почему люди пишут мемуары? Потому что волею судеб они стали свидетелями исторических событий, имеют прямое отношение к историческим решениям и контактировали с людьми исторического масштаба. Общественный интерес ко всем трем составляющим Истории побуждает взяться за перо. Это - один, наиболее распространенный, мотив мемуаристов. К нему я не имею никакого отношения.Документ Записки университетского человека(2014) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Вся трудовая жизнь автора этой книги связана с Одесским национальным университетом имени И.И. Мечникова. Книга включает две «вещи». Первая по жанру более всего подходит к рубрике «воспоминания и размышления». Автор преследовал цель вырвать из забвения несколько страничек истории одного из старейших классических университетов Украины, которому в 2015 году исполняется 150 лет. В ней даны портретные зарисовки преподавателей, с которыми столкнула его судьба в годы учебы на историческом факультете и работы в качестве преподавателя в 70—90-годы прошлого века. Университетская школа закладывает основы на всю жизнь. Автор анализирует уроки, которые он вынес из этой школы.Документ Защита Л.Д. Троцким большевистской морали(2005) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Среди большевиков Лев Давидович Троцкий (наст. фамилия Бронштейн, 1879-1940) идет сразу за Лениным. Как известно, до 1917 г. они были в разных политических станах, но прошли одну школу. И хотя Ленин в своем письме- завещании отмечал неслучайность небольшевизма Троцкого, в той же самой степени можно утверждать неслучайность его прихода в большевистскую партию в кризисном 1917-м г., а уж о выдающейся роли Троцкого в Октябрьском перевороте и гражданской войне говорить не приходится.Документ Идея гражданского общества и ее реализация в Античном мире(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Со времен Гегеля и Маркса в науке доминирует точка зрения, что гражданское общество как сформировавшийся феномен является исключительным достижением западной буржуазной цивилизации и относится к эпохе Нового времени. Так, например, Дж. Х. Хэллоуэлл (США) утверждает: “В средние века не существовало водораздела между частной и общественной сферами деятельности. Не было также государств в современном значении этого слова, а, следовательно, не разграничивались понятия “государство” и “общество”.Документ Идея гражданского общества и ее реализация в Античном мире(Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, 2003) Гребенник, Геннадий Петрович; Узун, Юлия Вадимовна; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.; Узун, Юлія Вадимівна; Uzun, Yuliia V.Со времен Гегеля и Маркса в науке доминирует точка зрения, что гражданское общество как сформировавшийся феномен является исключительным достижением западной буржуазной цивилизации и относится к эпохе Нового времени.Документ Интеллектуалы в политике: западная традиция(2006) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Эта статья является органическим продолжением предыдущей, в которой рассматривалась политическая активность русской (российской, украинской, белорусской) интеллигенции. У Запада есть своя традиция участия интеллектуалов в политической жизни общества. Она имеет специфику, обусловленную тем, что власть в странах Запада действует в либеральном режиме и устроена по-другому, чем в бывшем Советском Союзе или полуавторитарных посткоммунистических режимах. Она проявляет свою исконную природу завуалировано, используя формализм «закона», считаясь с «правами человека», реагируя на «общественное мнение» и вообще стремясь создать впечатление, что она лишь управляет «общим делом» в интересах народа. Такой общественный строй хвалится обеспечением индивидуальной свободы, рациональной основой социальной организации и личного поведения. Официальная власть прилагает немалые усилия для подкрепления мифа о том, что она якобы отказалась от инструментов навязывания своего видения «рядовому гражданину» и контроля за его поведением. Вот здесь интеллектуалы и наступают ей «на хвост», вскрывая механизмы ее управленческих приемов.Документ Интеллигент как политический активист(2006) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.В данной статье роль интеллигенции рассматривается в аспекте темы, которую следует озаглавить «Общественно-политическая активность и профессиональная политика». Дело в том, что профессиональные политики находятся внутри политического поля, они являются его хозяевами. Их деятельность хорошо описывается макиавеллистским дискурсом.Тогда как интеллигенция идет в политику по нравственной обязанности и чувствует себя там «в не своей тарелке». Природа политической активности интеллигенции, ее мотивация другая, нежели у политических профессионалов.Документ Интеллигентский дискурс в политике: смысл, задачи, польза и вред(2006) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Эта статья заключает две другие публикации в «Науковом віснике”, посвященные участию интеллигенции в политике. Политологи и социологи, имея своим предметом общественное мнение, больше других подвергаются соблазну не просто исследовать общество как специалисты-наблюдатели, но вступить в поле политики, стать активными игроками и практиковать там мораль, то есть кантианский дискурс, поскольку его тема есть тема свободы. Вузовская интеллигенция, прошедшая советскую школу и пережившая бурный период «перестройки», пока еще близко к сердцу принимает тему «Интеллигент в политике», поскольку она порождает эмоциональный ряд от печали до тоски по утраченным иллюзиям. Ведь тогда многими из них был сделан заветный шаг в поле политики. Итак, в этой статье автор продолжает анализировать кантианский дискурс в политике в его сшибке с макиавеллистким, который культивируют профессиональные политики.Документ Интеллигенция и народ(2009) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.“Интеллигенция и Власть” - под таким названием в Одессе ежегодно проводятся конференции и издается периодический сборник. Тема, что называется, ходячая, но дело в том, что она неполно отражает содержание заявленной проблематики. Не хватает третьего члена “любовного треугольника” - Народа. Причем у интеллигенции с народом не менее сложные отношения, чем с властью. В этой статье я намерен рассмотреть коллизию интеллигенции и народа на материале современной политики в России и Украине.Документ Интеллигенция как она была, есть и… не будет(1999) Гребенник, Геннадий Петрович; Гребенник, Геннадiй Петрович; Hrebennyk, Hennadii P.Принято понимать под интеллигенцией часть общества, живущую умственным трудом, пафосно – духовную элиту народа. Это понимание некорректно, исторически неверно, чуть ли не навязано обществу со специальной целью смазать суть дела. Интеллигенцию как слой породил российский Х1Х век, и, с точки зрения Запада, она представляет собой уникальное социальное образование. В условиях политического деспотизма в царской России часть образованных людей, повинуясь нравственному долгу, своему чувству народолюбия, добровольно взяла на себя миссию защиты безгласного народа от произвола государства и господствующих классов. Интеллигенты – это люди, которые были вынуждены заниматься политикой как не своим делом, политикой как протестом, как проповедью революционного обновления. Через литературу и литературную критику они занялись бескомпромиссными обличениями властей, внося в политику элементы нравственности, совестливости и… дилетантизма.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »