Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4970
Title: ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ РОЗВИТКУ ЗАХИСНИХ МЕХАНІЗМІВ ДІТЕЙ ДОШКІЛЬНОГО ВІКУ
Other Titles: Психологические особенности развития защитных механизмов детей дошкольного возраста
Psychological characteristics developing of protective mechanisms of preschool children
Authors: Варнава, Уляна Володимирівна
Varnava, Uliana V.
Варнава, Ульяна Владимировна
Citation: Психологічні особливості розвитку захисних механізмів дітей дошкільного віку : автореф. дис ... канд. психол. наук / У. В. Варнава . – Одеса, 2013 . – 18 с.
Issue Date: 2013
Keywords: механізми психологічного захисту
розвиток
дошкільний вік
поведінкова сфера особистості
емоційна сфера особистості
когнітивна сфера особистості
психічна адаптація
механизмы психологической защиты
развитие
дошкольный возраст
поведенческая сфера личности
эмоциональная сфера личности
когнитивная сфера личности
психическая адаптация
psychological defense mechanisms
development
preschool age
behavioral sphere of personality
emotional sphere of personality
cognitive sphere of personality
psychological adaptation
Abstract: Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07. – педагогічна та вікова психологія. – Державний заклад «Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К.Д.Ушинського», Одеса, 2013. Дисертаційну роботу присвячено вивченню дослідженню механізмів психологічного захисту особистості дітей дошкільного віку. У роботі презентовано історичний аспект дослідження психологічного захисту у вітчизняній та зарубіжній психології; розглянуто методи його вивчення. На основі теоретичних досліджень розроблено модель проявів та розвитку захисних механізмів дітей дошкільного віку в умовах безконтрольного перегляду телебачення. Розкрито сутність феномену психологічного захисту особистості в умовах впливу безконтрольного перегляду телебачення, виявлено умови виникнення дисгармонійних змін особистості. Встановлено характеристики емоційної, когнітивної та поведінкової сфер дітей дошкільного віку. Досліджено симптомокомплекс когнітивних, емоційних та поведінкових проявів, що супроводжують цей процес. Відповідно до визначених негативних змін особистості дитини, розроблено та апробовано програму корекції проявів захисної психічної адаптації та дисгармонійного розвитку дітей дошкільного віку, які безконтрольно дивляться програми телепередач. Розроблена програма дозволила відкоригувати у певній мірі ряд негативних наслідків безконтрольного перегляду телебачення на поведінковому, когнітивному та емоційно-вольовому рівнях. У роботі доведено ефективність та доцільність використаних методів корекції.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07. – педагогическая и возрастная психология. - Государственное учреждение «Пивдэноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», Одесса, 2013. Диссертационная работа посвящена теоретическому и практическому исследованию проблемы механизмов психологической защиты личности детей дошкольного возраста. Раскрыта сущность феномена психологической защиты личности в условиях воздействия бесконтрольного просмотра телевизора, как внешнего фактора, способствующего возникновению эксквизитной ситуации. Установлено, что защитные механизмы, которые активизируются под влиянием бесконтрольного просмотра телевизора, способствуют развитию защитной адаптации к условиям эксквизитной ситуации. Травмирующее влияние современного телевидения, фиксируются в психике субъекта, что блокирует и тормозит его развитие в таких сферах личности как: эмоционально-волевая, поведенческая и когнитивная. Блокировка указанных сфер личности приводит к дисгармоничному развитию личности. Анализ эмпирического материала позволяет установить, что развитие личности в условиях бесконтрольного просмотра телевидения инфантилизирует психику субъекта, порождая регрессивные формы поведения (несамостоятельность, зависимость от окружающих, слабый самоконтроль, тревогу, агрессивность, конфликтность, использование неэффективных стратегий поведения, задержка когнитивного развития, слабое развитие коммуникативных навыков и речевой компетенции, и т.д.). Выделены дисгармоничные изменения личности ребенка дошкольного возраста, которые опосредованно указывают на функционирование механизмов психологической защиты, а именно: тревожность, страхи, самооценка, конфликты, сниженное настроение и др. Утверждается, что ситуация влияния бесконтрольного просмотра телевидения стимулирует активизацию защитной формы адаптации личности. Исследован симптомокомплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих проявлений, которые являются следствием этого процесса. Разработана и апробирована программа коррекции проявлений защитной психической адаптации и дисгармоничного развития детей дошкольного возраста, которые бесконтрольно смотрят телевизор. Данная программа позволила откорректировать в определенной мере ряд негативных последствий бесконтрольного просмотра телевидения на поведенческом, когнитивном и эмоционально-волевом уровнях. В работе доказана эффективность и целесообразность использованных методов.
Dissertation for the candidate of psychological sciences degree, major 19.00.07. – Education and Age-Psychology. South-Ukrainian National Pedagogical University", – Odessa, 2013. Dissertational work is devoted to study the mechanisms of psychological protection of personality of children of preschool age. In this paper is presented the historical aspect of research of psychological defense in domestic and foreign psychology; considered the methods of its study. On the basis of theoretical research was developed a model of the protective mechanisms of preschool children in the conditions of uncontrolled watching television. Was revealed the essence of the phenomenon of psychological protection under the influence of uncontrolled watching television, the conditions of occurrence of disharmonious personality changes.. The characteristics of emotional, cognitive and behavioral areas of pre-school children are established. Was investigated the complex of cognitive, emotional and behavioral symptoms that accompany this process. According to certain negative changes the child's identity, has been developed and tested the correction program of manifestations of a protective mental adaptation and disharmonious development of preschool children who watch television programs without control. The developed program has enabled to adjust to the full range of negative effects of uncontrolled television viewing on the behavioral, cognitive, emotional and volitional levels. We prove the effectiveness and appropriateness of the used methods of correction.
Description: Науковий керівник: кандидат психологічних наук, доцент Коробіцина Маргарита Борисівна, Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, доцент кафедри клінічної психології.
URI: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4970
Appears in Collections:Автореферати ФМФІТ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
aref_varnava.pdf247.52 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.