Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4174
Назва: Концепти-архетипи в прозі В. Голдінга
Інші назви: Концепты-архетины в прозе У. Голдинга
Archetypal concepts in W. Golding’s prose fiction
Автори: Гринько, Ольга Сергіївна
Гринько, Ольга Сергеевна
Hrynko, Olha S.
Бібліографічний опис: Автореферат
Дата публікації: 2013
Видавництво: Фенікс
Ключові слова: концепт-архетип
вербалізація
ключовий семантичний компонент
першостихії
сегмент кореляції
концепт-архетип
вербализация
ключевой семантический компонент
первостихии
сегмент корреляции
archetypal concept
verbalization
key semantic component
elements
correlation segment
Короткий огляд (реферат): В дисертації описано особливості вербалізації концептів-архетипів у прозі В. Голдінга. Предметом аналізу стала структура і взаємодія концептів-архетипів WATER, FIRE, AIR та EARTH у художньому прозаїчному тексті. В результаті дослідження доведено гіпотезу про те, що концепт-архетип є багаторівневим лінгвоментальним утворенням зі стійким ядром, сформованим з оцінно нейтральних одиниць, та з двома різновекторними периферіями, до складу яких входять відповідно негативно та позитивно забарвлені елементи. При цьому в художніх творах, які є віддзеркаленням індивідуальної свідомості автора, виявлено переломлення окремих сегментів, що входять до ключових семантичних компонентів вербалізованих концептів-архетипів. Таке переломлення пов’язане з особистим досвідом та етнічною належністю мовної особистості. Вербальна інтеграція концептів- архетипів першостихій, проаналізована на рівні сегментів кореляції, дала підстави розглядати їх у межах обсяжнішого лінгвоментального утворення - макроконцепту- архетипу ELEMENT.
В диссертации описаны особенности вербализации концептов-архетипов в прозе У. Голдинга. Предметом анализа выступает структура и взаимодействие вербализованных концептов-архетипов WATER, FIRE, AIR и EARTH в художественном прозаическом тексте. В работе уточнено определение концепта-архетипа, выделены его конститутивные признаки, описан процесс формирования данноголингвоментального образования, восходящего к коллективному бессознательному. Согласно выдвинутой гипотезе, концепт-архетип имеет ядерно-периферическое строение, обладающее рядом отличительных черт: ядро концепта в данном случае представляет собой устойчивую структуру, сформированную из оценочно нейтральных элементов; вокруг такого ядра формируются две независимые разновекторные периферии, что связано с амбивалентным характером концептов- архетипов. При общей устойчивости структуры данных образований в индивидуальном сознании их отдельные сегменты могут преломляться под влиянием индивидуального опыта и этнической принадлежности языковой личности. Особенности вербализации концептов-архетипов, в том числе в контексте их архетипического начала, проявляются, в первую очередь, на материале художественных произведений, насыщенных символическим смыслом и религиозно- мифологическими параллелями и аллюзиями. С этой точки зрения большой интерес представляет творчество английского писателя, лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга. Анализ наполненности архетипических образов первостихий в мифологии как в «хранилище архетипов» позволил выявить инвариантные сценарии и архетипические признаки, характерные для исследуемых феноменов. Рассмотрение вербализованных концептов-архетипов WATER, FIRE, EARTH, AIR, актуализирующих соответствующие архетипические образы в историческом аспекте, показал, что выделенные признаки и сценарии обнаруживаются и на ранних этапах вербализации исследуемых лингвоментальных образований. Привлечение авторитетных лексикографических источников позволило выделить ключевые семантические компоненты (КСК) соответствующих слов-репрезентантов, сформированные на современном этапе развития английского языка. Подобное исследование концептов-архетипов первостихий в диахроническом аспекте способствовало достижению нескольких важных целей: с одной стороны, оно выявило общие тенденции вербализации рассматриваемых концептов-архетипов, их мифологические и исторические корни, оказавшие влияние на автора привлечённого материала исследования. С другой стороны, такой подход позволил в общих чертах обрисовать представления о наполненности концептов-архетипов WATER, FIRE, EARTH, AIR на общекультурном уровне. Это, в свою очередь, дало возможность сравнить их с результатами, полученными при анализе художественных произведений. В художественной прозе У. Голдинга КСК вербализованных концептов- архетипов первостихий соответствуют КСК, выделенным при анализе лексикографических источников, что подтверждает нашу гипотезу о том, что ядерные элементы концептов-архетипов не подвергаются существенному преломлению в сознании индивида. При этом отдельные сегменты КСК претерпевают как незначительные, так и серьёзные изменения, что связано, в первую очередь, с личным опытом и этнической принадлежностью языковой личности.Кроме того, в проанализированных произведениях обнаружено большинство архетипических признаков и инвариантных сюжетов, характерных для концептов- архетипов первостихий. Для системного анализа номинативных единиц, объединяющих характеристики двух или нескольких первостихий, были введены термины сегмент корреляции и многокомпонентный сегмент корреляции, обозначающие области лингвоментального пространства, в которых наблюдается взаимодействие и интеграция вербализованных концептов- архетипов. Интегрированность концептов-архетипов WATER, FIRE, EARTH, AIR лежит в основе схемы анализа концептов-архетипов в художественном произведении. Такая схема позволяет рассматривать данные ментальные образования с двух разных позиций - как независимые и как интегрированные объекты ментальности. При этом место объединяющего элемента, гиперонима, отведено макроконцепту-архетипу ELEMENT. Обобщение отдельных этапов анализа вербализованных концептов-архетипов позволило сформулировать алгоритм анализа концептов-архетипов в художественном произведении. Он предполагает последовательное рассмотрение наполненности различных вербализованных концептов- архетипов, характер которых позволяет встроить их в описанную выше схему.
The dissertation focuses on the peculiarities of the verbalized archetypal concepts in William Golding’s prose fiction. The subject of the study is the structure and correlation of the archetypal concepts WATER, FIRE, AIR and EARTH in prose fiction texts. The research substantiates the hypothesis that an archetypal concept is a multilevel lingua-mental body with a stable core, comprising non-evaluative neutral units, and with two oppositely directed peripheries, formed by positive and negative units, respectively. Meanwhile, author’s individual cognition as reflected in his creative work, shows the tendency towards deviation of the segments within the key semantic components of the verbalized archetypal concepts. It is associated with the individual’s experience and ethnic identity. Verbal integration of the archetypal concepts of the elements within correlation segments enables their analysis within the larger lingua-mental body - the archetypal macroconcept ELEMENT.
Опис: Наукові керівники: доктор філологічних наук, професор Нушикян Емма Ашотівна, Одеський національний університет ім. І.І.Мечникова, завідувач кафедри теоретичної та прикладної фонетики англійської мови; доктор філологічних наук, професор Бровченко Тамара Олександрівна, Одеський національний університет ім. І. І. Мечникова, професор кафедри теоретичної та прикладної фонетики англійської мови.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4174
Розташовується у зібраннях:Автореферати РГФ

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Grinko.pdf260.83 kBAdobe PDFЕскіз
Переглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.