Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4037
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorРульова, О. О.-
dc.contributor.authorРулёва, Е.А.-
dc.contributor.authorRulyova, О. О.-
dc.date.accessioned2013-12-05T12:41:00Z-
dc.date.available2013-12-05T12:41:00Z-
dc.date.issued2002-
dc.identifier.citationАвторефератuk
dc.identifier.urihttp://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4037-
dc.descriptionНауковий керівник: кандидат філологічних наук, доцент Костильова Еля Іванівна, Одеський національний університет ім. І. І. Мечникова, завідувач кафедри французької філології, Міністерство освіти і науки України.uk
dc.description.abstractУ роботі розглянуті основні теорії дитячого мовлення і визначена теоретична база (теорія моногенезу мов) і експериментальні методики, які сприяють більш глибокому дослідженню цієї проблеми, складена типологія дитячих номінацій і вивчені стратегії номінативного акту у дітей, проаналізовані мовні і позамовні чинники, що впливають на дитяче мовлення. Виконане дослідження підтвердило вихідну гіпотезу про те, що в мовленні французьких, грецьких, англійських та українських дітей існують універсальні типи номінації і єдині стратегії акту номінації. Наявність універсальних типів і стратегій номінації, наряду з даними етнографії, медицини та інших наук, підтверджує теорію моногенезу мов, згідно з якою всі мови походять від єдиної прамови, що залишилась у вигляді універсалій в усіх існуючих мовах світу.uk
dc.description.abstractДиссертация посвящена исследованию номинаций и стратегий номинативного акта в речи французских, греческих, украинских и английских детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Цель работы состоит в том, чтобы выявить, существуют ли в речи детей, говорящих на каждом из рассматриваемых языков, универсальные типы и стратегии номинативной деятельности. Работа состоит из вступления, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы. Первая глава представляет собой обзор основных периодов развития научной мысли в области исследования речи детей, наиболее известные теории детской речи. Рассматривается теория моногенеза языков, которая может служить базой для более обобщенного и глубокого изучения детской речи, предлагаются направления, по которым могут производиться дальнейшие исследования данного вопроса. На основании работ, представленных в первой главе диссертации, выдвигается гипотеза о наличии в детской речи универсальных типов номинаций и стратегий акта номинации. Вторая глава состоит из трех основных подразделов. В первом подразделе рассматриваются определения понятия “номинация”, аспекты и механизмы номинации, подходы, которые используются для исследования номинативной деятельности ребенка. Для адекватного анализа детских номинаций целесообразно комплексное использование различных подходов: ономасиологического, в котором номинация рассматривается как процесс, как деятельность ребенка по наречению действительности, и семасиологического, направленного на изучение номинации как результата номинативной деятельности ребенка. Второй подраздел второй главы предлагает краткое описание экспериментальных методик, которые служат для сбора корпуса детских номинаций (интервьюирование, диахроническое исследование и ономасиологический эксперимент). В третьем подразделе представлена детальная типология детских номинаций и анализ стратегий номинативного акта, наблюдающихся в детской речи, а также лингвистические и экстралингвистические факторы, оказывающие влияние на речь ребенка. Основным материалом исследования послужили номинации французских, греческих, украинских и английских детей в возрасте от трех до шести лет (преконцептуальный и интуитивный периоды развития ребенка).Часть корпуса детских номинаций (672 из 1250 номинаций, анализируемых в работе) были получены в серии ономасиологических экспериментов, которые проводились в детских садах г. Парижа, г. Киева и в лагере Министерства здравоохранения Греции (г. Каммена Вурла). Для сбора материала по номинативной деятельности английских детей были использованы экспериментальные данные ряда зарубежных исследователей (Е.Кларк, М.Боверман, Л. Блум, М.Лахей, Д.И. Слобина, С.Фостер-Коен, К.Гарвей и др.). Также были использованы данные исследовательской группы кафедры психологии Университета им. Аристотеля (г. Салоники) под руководством М. Маниу-Вакали, сведения, почерпнутые из художественной литературы о детях, наблюдения лингвистов, аудиозаписи детской речи и интервью с детьми. Предметом исследования является номинативный аспект детской речи, а именно типы номинаций и стратегии номинативной деятельности, которые наблюдаются в речи детей. В ходе проведенного исследования было выявлено 15 новых типов номинаций. Результаты анализа детских номинаций в разных языках подтверждают исходную гипотезу о том, что в речи французских, греческих, украинских и английских детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет существуют универсальные типы и стратегии номинации. В свою очередь, наличие единых стратегий номинации в детской речи, в совокупности с данными других гуманитарных дисциплин, свидетельствует в пользу теории моногенеза языков, соответственно которой все языки произошли от единого праязыка, следы которого сохранились в виде универсалий во всех существующих языках мира.uk
dc.description.abstractThe work deals with the basic theories of children’s speech. It defines the theoretic base (the monogenetic theory of language origin) and experimental methods that contribute to more profound research of children’s speech. It presents the typology of child nominations. The work investigates the strategies of the naming by children and analyses linguistic and extralinguistic factors that influence children’s speech. The undertaken research confirmed the initial hypothesis that there are universal types of nominations and common strategies of the naming act in the speech of French, Greek, English and Ukrainian children. The existence of universal nomination types and naming strategies along with the data of ethnography, medicine and other sciences prove the monogenetic theory that considers all the languages as derivatives from the common parental language which remained in the form of universals in all the languages of the world.uk
dc.language.isoukuk
dc.publisherАстропринтuk
dc.subjectдитяче мовленняuk
dc.subjectномінаціяuk
dc.subjectакт номінаціїuk
dc.subjectтипологія номінаційuk
dc.subjectуніверсальні типи і стратегії номінаціїuk
dc.subjectтеорія моногенезу мовuk
dc.subjectдетская речьuk
dc.subjectноминацияuk
dc.subjectакт номинацииuk
dc.subjectтипология номинацийuk
dc.subjectуниверсальные типы и стратегии номинацийuk
dc.subjectтеория моногенеза языковuk
dc.subjectchildren’s speechuk
dc.subjectnominationuk
dc.subjectnaming actuk
dc.subjecttypology of nominationsuk
dc.subjectuniversal nomination types and naming strategiesuk
dc.subjectmonogenetic theory of language originuk
dc.titleНомінативний аспект дитячого мовлення (на матеріалі французької, грецької, англійської та української мов).uk
dc.title.alternativeНоминативний аспект детской речи (на материале французского, греческого, английского и украинского языков).uk
dc.title.alternativeThe naming aspect of children’s speech (on the material of the French, Greek, English and Ukrainian languages)uk
dc.typeOtheruk
Appears in Collections:Автореферати ФФ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Rylova+.pdf210.1 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.