Прагматичний аспект інтонації в реалізації іронії в англомовному художньому тексті (експериментально-фонетичне дослідження).

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2003
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
Номер ISSN
Номер E-ISSN
Назва тому
Видавець
Астропринт
Анотація
Дисертація присвячена прагмалінгвістичному аналізу іронії, використовуваної в мові англійської й американської художньої літератури ХІХ-ХХ століть, а також експериментальному дослідженню інтонаційної структури різних типів іронії у звуковому мовленні. Удосконалена методика проведення фонетичного аналізу за допомогою сучасних електронно-обчислювальних машин дозволила виявити і наочно представити відмінності в частотній, енергетичній і темпоральній організації висловлень, які виражають різні типи іронії. Традиційний опис просодичного оформлення іронії одержав подальший розвиток у виді розробки інтонаційних портретів кожного з досліджених типів іронії - іронії нерелевантності, класичної іронії і глобалізуючої іронії.
Диссертация посвящена прагмалингвистическому анализу иронии, используемой в языке английской и американской художественной литературы XIX-XX веков, а также экспериментальному исследованию интонационной структуры различных типов иронии в звучащей речи. Были выявлены объективные логико-семантические критерии, позволяющие выделить следующие типы иронии: ирония нерелевантности, ирония микроконтекстуальная, ирония макроконтекстуальная, ирония глобализующая. Установлена корреляция между смыслом и просодикой иронического высказывания. Анализ типов иронии в англоязычной художественной литературе и в диалогической речи дал возможность выявить специфику их взаимоотношения в двух типах речи - письменной и устной. Использовалась усовершенствованная методика проведения фонетического анализа с помощью современных электронно-вычислительных машин, которая позволяет выявить и наглядно представить отличия в частотной, энергетической и темпоральной организации высказываний, выражающих разные типы иронии. Результаты компьютерного анализа показали, что микроконтекстуальная ирония и макроконтекстуальная ирония по частотным, энергетическим и темпоральным показателям структурных элементов высказываний существенно не различаются и могут составлять единый тип иронии - тип микро-макроконтекстуальной или классической иронии. Традиционное описание просодического оформления иронии получило дальнейшее развитие в виде разработки интонационных портретов каждого из трёх исследованных типов иронии. Полученные в результате электроакустического анализа объективные физические признаки различных типов иронии согласуются с результатами аудиторского эксперимента. Так, восприятие слога как более высокого соответствовало повышению ЧОТ во всех исследованных типах. Увеличение значений интенсивности чётко совпадало с зонами повышенной громкости, отмеченными аудиторами. Замедление темпа соответствовало увеличению среднеслоговой длительности. Также в ходе эксперимента было замечено, что повышение вы¬сотного уровня часто воспринималось как результат координированного действия нескольких характеристик: ЧОТ и длительности или ЧОТ и интенсивности. Результаты проведённого исследования показали, что интонация является важнейшим механизмом формирования и передачи иронического значения высказывания. Среди акустических признаков, наиболее чётко дифференцирующих исследуемые типы иронии, выделяется тональный контур завершения и характер движения тона на протяжении шкалы высказывания. Большое значение для идентификации типов иронии имели также пиковая ЧОТ первых ударных и ядерных слогов; частотный интервал структурных элементов фраз, частотный диапазон; пиковая интенсивность первых ударных и ядерных слогов; длительность первых ударных и ядерных слогов, среднеслоговая длительность фраз и особенности паузации.
The immediate task of this dissertation was an experimental research of the intonational structure of various types of irony in spoken English, which were revealed in the course of the pragmatic linguistic analysis. The investigation was carried out on the basis of samples from English and American fiction of the 19th -20th centuries. The samples were presented in sound by native speakers of English, 12 in number. The recorded speech was investigated with the help of computer and statistical analyses which allowed to reveal those elements of prosody which come to realize such types of irony as non-relevant, classical and global.
Опис
Наукові керівники: доктор філологічних наук, професор Нушикян Емма Ашотівна, Одеський національний університет ім. І.І.Мечникова, завідувач кафедри теоретичної та прикладної фонетики англійської мови; доктор філологічних наук, професор Бровченко Тамара Олександрівна, Одеський національний університет ім. І. І. Мечникова, професор кафедри теоретичної та прикладної фонетики англійської мови.
Ключові слова
іронія, контекст, мікротекст, логіко-прагматичний критерій, просодія, аудитивний аналіз, акустичні характеристики, статистичний аналіз, ирония, контекст, микротекст, логико-прагматический критерий, просодия, аудитивный анализ, акустические характеристики, статистический анализ, irony, context, microtext, logical pragmatical criterion, prosody, auditory analysis, acoustic characteristics, statistical analysis
Бібліографічний опис
Автореферат
DOI
ORCID:
УДК