Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4025
Title: Вінок сонетів в українській поезії. Генезис та історія розвитку
Other Titles: Венок сонетов в украинской поэзии. Генезис и история развития
The Crown of Sonnets in Ukrainian Poetry. Genesis and History of Development
Authors: Якубовська, М. Г.
Якубовская, М. Г.
Yakubovska, М. G.
Citation: Автореферат
Issue Date: 2002
Publisher: Астропринт
Keywords: сонет
вінок сонетів
канонічна форма
строфа
римування
архітектоніка
цикл
жанрові різновиди
сонет
венок сонетов
каноничная форма
строфа
рифмовка
архитектоника
цикл
жанровые разновидности
sonnet
crown of sonnets
canon form
stanza
rhyme
architectonics
cycle
genre varieties
Abstract: Дисертація присвячена висвітленню генезису вінка сонетів в українській поезії, еволюції цієї форми, визначенню строфічно-архітектонічних модифікацій вінків сонетів та жанрово-тематичних різновидів. Уточнюються відомості про час і місце появи канонічної форми вінка сонетів. На основі комплексного аналізу досліджуються тексти вінків сонетів, їх відповідність канонічним вимогам та новаторські відхилення від них. Вінок сонетів обґрунтовано виокремлюється як своєрідний поетичний жанровий різновид (різновиди). Подається відповідна класифікація творів цієї форми за строфічно-структурними модифікаціями, жанровими різновидами, тематикою і проблематикою. Визначається місце і значення вінків сонетів у загальному літературному процесі в Україні.
Диссертация посвящена изучению генезиса венка сонетов в украинской поэзии, эволюции этой формы, определению строфико-архитектонических модификаций венков сонетов, их жанрово-тематических разновидностей. Уточняются сведения о времени и месте появления каноничной формы венка сонетов. Актуальность данного диссертационного исследования в первую очередь обусловлена необходимостью представить исчерпывающий историко- литературный анализ данной поэтической формы в украинской поэзии XX ст. В работе на основе комплексного анализа исследуются тексты венков сонетов, их соответствие каноничным требованиям и новаторские отклонения от них. В исследованных автором примерах неканоничных венков сонетов можно говорить об определенном новаторстве, индивидуальном авторском стиле, поскольку в процессе художественного творчества у авторов возникает естественное стремление к большему совершенству, к вершинам в своем искусстве. Соответственно рассматриваются и оцениваются отклонения от формальных требований в написании каноничных произведений (как положительное - новаторство или отрицательное - нарушение) в каждом конкретном примере. Венок сонетов как одна их самых сложных композиций является изобретением поэтов Тосканской школы. Термин «венок сонетов» или «корона» существовал в итальянской поэзии с XIII в., но имел значение, отличное от того, которое мы вкладываем в него сегодня. Точно датировать появление каноничного венка сонетов еще и сегодня нет достаточных оснований, как и неизвестно имя первооткрывателя этой формы. Относительно приблизительного времени изобретения формы венка сонетов, их появление относится к XVI - XVII вв. Жанровому определению венка сонетов свойственна амбивалентность: существуют венки сонетов с жанровыми признаками лиро-эпической поэмы или других жанров, но есть и венки сонетов как архитектонически-упорядоченные циклы, в которых отдельные сонеты сохраняют свои жанровые особенности. В украинской литературе первые сонеты, как считают исследователи, появились под влиянием А.Мицкевича. Канонизированная форма сонета выкристаллизовалась в украинской поэзии во второй половине XIX в. - в начале XX в. в творчестве выдающихся её творцов И.Франко, Леси Украинки, Н.Зерова, М.Рыльского и других. Форма венка сонетов пришла в восточнославянские литературы благодаря переводу венка сонетов Ф.Прешерна, осуществленного Ф.Коршем. Каноничные украинские венки сонетов появились только в начале XX века. В исследованных венках сонетов наиболее часто рассматриваются такие жанровые разновидности: лирические, интимные лиро-эпические поэмы, исторические лиро-эпические поэмы, медитативные, философские, поэмы-инвективы, баллады, сатирические поэмы, оды, реквиемы и др. Венок сонетов обоснованно выделяется как своеобразная поэтическая жанровая разновидность (разновидности), дается соответствующая классификация произведений этой формы по строфико-структурным модификациям, жанровым разновидностям, тематике и проблематике. Определяется место и значение венков сонетов в литературном процессе Украины.
The dissertation considers the origin of the crown of sonnets in Ukrainian poetry, the development of this form, the definition of its stanza-architectonic modifications and genre-thematic varieties. The information about its time and place of origin as a canon form is also examined and specified. The work provides an in-depth analysis of the poetic texts as to their conformity to the rules of canon and innovatory departure from the norm. The crown of sonnets is regarded as a specific poetic genre form, and a corresponding classification of works written in this form is given according to their stanza- structural modifications, genre varieties, themes, and problems. The place and importance of the crowns of sonnets in literary process in Ukraine are also discussed.
Description: Науковий керівник: кандидат філологічних наук, доцент Пащенко Микола Васильович, Одеський національний університет ім.І.І.Мечникова, доцент кафедри теорії та методики викладання літератури
URI: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4025
Appears in Collections:Автореферати ФФ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Yakubovska+.PDF219.37 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.