Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4016
Title: Поетика сучасної української прози: особливості "нової хвилі".
Other Titles: Поэтика современной украинской прозы: особенности "новой волны".
Poetics of the Modem Ukrainian Prose: the Peculiarities of "the new wave".
Authors: Шевченко, Тетяна Миколаївна
Шевченко, Татьяна Николаевна
Shevchenko, Tetiana M.
Citation: Автореферат
Issue Date: 2002
Publisher: Астропринт
Keywords: поетика
постмодернізм
поліморфізм
жанрова інтеграція
нарація
дискурс
композиція
поэтика
постмодернизм
полиморфизм
жанровая интеграция
наррация
дискурс
композиция
poetics
postmodernism
polymorphism
genre integration
narration
discourse
composition
Abstract: Дисертація присвячена дослідженню прози "нової хвилі", яка маніфестує новий якісний стан вітчизняної культури на межі тисячоліть. Спеціально проаналізовані динаміка новелістичних і романічних форм і жанрово-видові їх варіації. Простежено поетологічні зрушення в романах Ю. Андруховича, О. Забужко, Л. Кононовича, Б. Нечерди, Вал. Шевчука, О. Ульяненка, поліморфних за структурою, збудованих на полістилістиці, міжжанровому та міжродовому взаємопроникненні, жанровій інтеграції та диференціації. Специфіковано іманентну текстову структуру сучасної новели (Ю. Андрухович, Ю. Винничук, В. Даниленко, Є. Кононенко, В. Медвідь, Є. Пашковський, Ю. Покальчук, О. Ульяненко та ін.) за допомогою виробленої класифікації типів сучасної "малої прози" (традиційних і експериментальних новел з рядом видів і підвидів). Крізь призму поетики досліджується явище сюжетної композиції в прозі 90-х pp. та наративні особливості постмодерних текстів. Зроблено висновки про художню специфіку "нової хвилі" в прозі, її роль і досягнення в контексті української літератури XX ст.
Диссертация посвящена исследованию прозы "новой волны" в украинской литературе, которая представляет новое качественное состояние отечественной культуры на грани тысячелетий. Постмодернистская литература активизировала духовную жизнь Украины расширением функций искусства, парадоксальностью безыдеологичности и крайне напряженными отношениями между каноном (традицией) и новым мировоззрением, находящимся в ситуации формирования, что сказалось на метаязыке прозы. Произведения, которые реферируются в диссертации, объединены не только иронической тональностью, а представляют собой определенную эстетическую систему, пронизанную проблемами гуманитарной ауры нации. Специально проанализирована динамика новеллистических и романических форм и жанрово-видовые их вариации. Исследованы по- этологические изменения в романах Юрия Андруховича, Оксаны Забужко, Леонида Кононовича, Бориса Нечерды, Валерия Шевчука, Олеся Ульяненко, полиморфичных по структуре, построенных на по-листилистике, межжанровом и межродовом проникновении, жанровой интеграции и дифференциации, характеризующихся не только типологической общностью, но и индивидуальным своеобразием как в подборе жанровых составляющих, их комбинации, игры с ними, так и в плане прикладного моделирования текстов, исходя из универсальных и оригинальных правил компоновки частей и системы. Специфицирована имманентная текстовая структура и современной украинской новеллы (Ю.Андрухович, Ю.Винничук, В.Даниленко, Е. Кононенко, В.Медведь, Е.Пашковский, Ю.Покальчук, О. Ульяненко и др.) на основании выработанной классификации типов "малой прозы" 90-х гг. (разновидности традиционной и экспериментальной новелл с видами и подвидами). В новеллах первого типа анализируется изображенная атмосфера конца соцэпохи, до мелочей опредмеченная, с метафорой мира-Хаоса, с адогматическим нетрадиционализмом построения характеров. Произведениям второго типа свойственны диффузность жанровых и стилевых начал, использоваие эзотерики, форм суггестивного влияния, стремление к мистике и фантазийности. В работе утверждается, что в 90-х гг. новеллы как экстравертного, так и интравертного типов изменяются и под воздействием литературной ситуации, и под влиянием индивидуальной поэтики мастеров художественного слова. Сквозь призму поэтики исследуется сюжетная композиция в прозе конца XX в., дискурсивные поиски, направленные на постижение двух типов нарративной практики: быть или не быть автору в текстах и каким быть - в позиции "вненаходимости" (М. Бахтин), активного соучастника действия и разных моделей выражения авторского сознания, его взаимодействия с героем. Сделаны выводы о своеобразии, роли и достижениях "новой волны" как третьего (завершающего) этапа истории украинской литературы XX века.
The dissertation is devoted to studying of the "new wave" prose, which manifests new quality state of the native culture on the century borders. The dynamic of novels' and short stories' forms and their genre variations were specially analyzed. The poetic developments were observed in Yu. Andrukhovitch, O. Zabuzhko, L. Kononovitch, B. Netcherda, V. Shevtchuk, O. Ulianenko novels, polymorphic in their structure, built on polystylistic, intergenre and intertype relations, genre integration and differentiation. The immanent textual structure of the modern short story (Yu. Andrukhovitch, Yu. Vinnitchuk, V. Danylenko, E. Kononenko, V. Medvid', E. Pashkovskiy, Yu. Pokal'tchuk, O. Ulianenko and others) was specified by made classification of modern "small prose" types (traditional and experimental short stories by forms and subforms).The phenomenon of the plot composition in the prose on 90th and narrative peculiarities of postmodern texts were explored through poetics. The conclusions on "new wave" specific, its role and achievements in the context of XX-th century Ukrainian literature were made.
Description: Науковий керівник: кандидат філологічних наук, доцент Саєнко Валентина Павлівна, Одеський національний університет ім. І.І.Мечникова, доцент кафедри новітньої літератури та журналістики
URI: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/4016
Appears in Collections:Автореферати ФФ

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shevchenko+.PDF6.05 MBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.