Особливості психологічного захисту в системі взаємодії батьків і дітей із затримкою психічного розвитку.

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2011
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
ISSN
E-ISSN
Назва тому
Видавець
ТОВ Копіцентр "Персей"
Анотація
В дисертаційному дослідженні розглядаються особливості психологічного захисту в системі взаємодії батьків і дітей із затримкою психічного розвитку. У дисертації представлено теоретичний та емпіричний аналіз проблеми взаємозв'язку стилів виховання та основних механізмів психологічного захисту у батьків і дітей із затримкою психічного розвитку та інших дорослих членів сім'ї, які мають позитивне і негативне значення для дитини. Дослідження проблеми формування психологічного захисту дитини із затримкою психічного розвитку дозволило встановити, що засвоєння і переживання дітьми даної категорії доступного спостереженню захисної поведінки батьків не призводить до безпосереднього копіювання відповідних механізмів психологічного захисту, а знаходить своє віддзеркалення в генезисі захисних механізмів іншої якості, що свідчить про складний характер інтеріоризації дітьми батьківського впливу. На становленні системи психологічного захисту дитини відбиваються захисні особливості всіх категорій дорослих членів сімї, але найбільшу роль грає захисна поведінка батьків і негативно значущих дорослих. Мова йде про вихователів, які, незалежно від наявності або відсутності у дитини позитивних відчуттів до них, викликають у неї сильні негативні переживання (тривогу, страх, небажання спілкуватися).
В диссертационном исследовании рассматриваются особенности психологической защиты в системе взаимодействия родителей и детей с задержкой психического развития. В диссертации представлен теоретический и эмпирический анализ проблемы взаимосвязи стилей воспитания и основных механизмов психологической защиты у родителей и детей с задержкой психического развития, а также других взрослых членов семьи, имеющих позитивное и негативное значение для ребенка. Исследование проблемы формирования психологической защиты ребенка с задержкой психического развития позволило установить, что усвоение и переживание детьми данной категории доступного наблюдению защитного поведения родителей не приводит к непосредственному копированию соответствующих механизмов психологической защиты, а находит свое отражение в генезисе защитных механизмов другого качества, которое свидетельствует о сложном характере иінтериоризации детьми родительского влияния. Все механизмы защиты можно условно разделить в зависимости от модальности их влияния на стиль взаимодействия с ребенком с ЗПР. Часть механизмов осуществляет преимущественно благоприятное воздействие на отношения с ребенком с ЗПР, часть - негативное, влияние других механизмов неоднозначно. В результате исследования установлено, что и у матери, и у отца наиболее благоприятно на воспитательном стиле отражается защита по типу отрицания, поскольку способствует принятию ребенка с ЗПР, установлению с ним доверительных отношений, общей удовлетворенности. Детско-родительским отношениям способствует, кроме того, защитная регрессия, которая положительно связана с принятием ребенка. Однако, у матери данный способ защитного поведения положительно коррелирует с фактором строгости и негативно - с факторами эмоциональной близости с ребенком и удовлетворенности отношениями. У отца самим дезорганизующим механизмом защиты является замещение: способствует воспитательной непоследовательности и конфронтации, препятствует установлению доверительных отношений с ребенком с ЗПР. Проведенный анализ показывает, что защитных механизмов, оказывающих негативное влияние на воспитательный стиль родителей, больше, чем влияющих положительно или не влияющих вообще. Психолого-педагогическая коррекция социального развития ребенка с задержкой психического развития и нивелировки возможных негативных последствий психологической защиты направлена на смягчение эмоционального дискомфорта в системе межличностного взаимодействия с ровесниками и взрослыми, входящими в необходимый круг общения.
In dissertation research the features of psychological defence are examined in the system of cooperation of parents and children time-lagged psychical development. In dissertation the theoretical and empiric analysis of problem of intercommunication of styles of education and basic mechanisms of psychological defence is presented for parents and children time-lagged psychical development and other grown man members families which have a positive and negative value for a child. Research of problem of forming of psychological defence of child time-lagged psychical development allowed to set that mastering and experiencing of this category children accessible to the supervision of protective conduct of parents does not result in the direct printing-down of the proper mechanisms of psychological defence, but finds the reflection in genesis of nocifensors of other quality which testifies to difficult character the interiorization children of paternal influence. Becoming of the system of psychological defence of child the protective features of all of categories of grown man family members affect, but a most role is played by the protective conduct of parents and negatively meaningful adults. Speech goes about educators which, regardless of presence or absence for the child of the positive feelings to them, cause the strong negative experiencing for it (alarm, fear, unwillingness to communicate).
Опис
Науковий керівник: Академік УАН, доктоор психологічних наук, професор Вісковатова Тетяна Павлівна Одеський національний університет ім. І.І.Мечнікова, завідувач кафедри диференціальної експериментальної психології
Ключові слова
механізми психологічного захисту, дитячо-батьківські відносини, негативно значущі дорослі, механизмы психологической защиты, детско-родительские отношения, негативно значимые взрослые, mechanisms of psychological defence, child-paternal cooperation, negatively meaningful adults
Бібліографічний опис
Особливості психологічного захисту в системі взаємодії батьків і дітей із затримкою психічного розвитку: автореф. дис. / Л. А. Митрофанова-Керсанова . – Одеса, 2011 . – 20 с.
DOI
ORCID:
УДК