Browsing "Автореферати ФФ" by Subject
abstract
abstract-semantic field
approval
architectonics
art style
canon form
case
categoric situation
children’s speech
communicative context
communicative move
communicative strategy
communicative tactics
communicative turn
comparativity
compliment
composition
concept
context
crown of sonnets
cycle
discourse
evaluation
explicit and implicit language means
flattery
function
functional semantic field
functional-semantic field
genre integration
genre varieties
hypertext
ideological component
illocutive function of the utterance
imperative speech act
intercultural communication
lexia
member of the sentence
metatext
monogenetic theory of language origin
multilinguoculturalism
naming act
narration
national-cultural component
node
nomination
noun
objective syntaxeme
odessism
paradygmas
perlocutive effect
poetics
political discourse
polymorphism
postmodernism
praise
predicate
present-day key-words
publicist style
rank
reference
reference chain
rhyme
semantic-syntactical valency
semantically elementary simple sentence
semantically non- elementary simple sentence
situation of imperativeness
sonnet
speaker’s pragmalinguistic behaviour
speech act
stanza
synonym of the interpretation
syntaxeme
typology of nominations
universal nomination types and naming strategies
urban koine
urban precedent phenomenon
urban speech
urbanolinguistic research
vocabulary
абстракт
абстрактно-семантичне поле
автобиографические произведения
акт номинации
акт номінації
Александр Акимович Гаврилюк
антифашистская литература
архитектоника
архітектоніка
венок сонетов
вузол
відмінок
вінок сонетів
гипертекст
городская речь
городское койне
городской прецедентный феномен
гіпертекст
детская речь
дискурс
дитяче мовлення
експліцитні та імпліцитні мовні засоби
жанрова інтеграція
жанровая интеграция
жанровые разновидности
жанрові різновиди
идеологический компонент
иллокутивная функция высказывания
имя существительное
иссертация в виде опубликованной монографии на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки. – Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Одесса, 2018. В диссертации описана когнитивно-прагматическая природа, а также закономерности коммуникативного проявления положительной оценки. Анализ когнитивных процессов в изображенном мышлении персонажа художественного произведения позволил установить варианты преобразования, редуцирования, интенсификации оценки при ее реализации в коммуникативной ситуации. Представляется, что оценивание как когнитивный процесс в сознании человека происходит постоянно, а формулирование оценки и ее внешнее 37 выражение имеет место значительно реже. Желание / нежелание субъекта вывести оценку во внешнее общение определяется рядом прагматических факторов. В исследовании установлено, что оценка, сформулированная в сознании, далеко не всегда совпадает по интенсивности и даже по знаку (плюс / минус) с оценкой, сформулированной вербально или невербально. Обоснована целесообразность выделения оппозиции «оценочность» – «безоценочность» и отвергается возможность существования нейтральной оценки: если объект попал в сферу интересов индивида, то непременно формулируется оценка: положительная, отрицательная, смешанная. Не всякая оценка, сформированная в сознании человека, преобразуется в адекватное высказывание. Например, правила этикета не всегда позволяют коммуниканту выразить свою негативную оценку: он может промолчать либо выразить ее в преуменьшенном виде, а подчас высказать противоположное положительно-оценочное суждение. Положительная оценка не получит вербального или паравербального воплощения, если субъект оценки испытывает зависть или злость, либо следует каким-либо прагматическим установкам. Установлено, что хронологически первичной может быть не оценка, сформированная в сознании, а осознаваемая потребность оценочного высказывания. В монографии обоснована научная релевантность нового лингвистического направления – когнитивно-коммуникативной аксиологии изображенного дискурса, целью которого является изучение когнитивных процессов, происходящих в сознании участников общения при порождении и восприятии оценки, на основании изучения внутренней речи коммуникантов и их невербального поведения, описанных автором художественного произведения. Составлена таксономия положительно-оценочных речевых актов, функционирующих в литературном дискурсе и в кинодискурсе. Классифицированы общие и дифференцированные иллокутивные цели речевых актов положительной оценки, их объекты и предметы, рассмотрен перлокутивный эффект данных актов и условия их успешности. В диссертации обоснована невозможность классифицировать то или иное высказывание положительной оценки только на основании критерия объекта оценки (предмет / человек, собеседник / третье лицо) или критерия предмета оценки. Следует также принимать во внимание взаимоотношения объекта оценки и адресата оценки (принадлежность, авторство, родство), искренность/неискренность адресанта оценки, а также его иллокутивные цели, фоновые знания и оценочные стереотипы. Все эти сведения читатель литературного художественного произведения получает из авторского комментария и изображенной внутренней речи персонажей. Искренность оценочных высказываний не является дихотомичной величиной по принципу: да/нет, а должна быть представлена как оппозитивно 38 структурированный континуум, в пределах которого располагаются высказывания от полностью искренних до полностью неискренних, лживых. Высказывания, которые помещаются в неконечных точках шкалы, являются неопределенными, читатель, зритель могут приписывать им искренность или неискренность на основании интерпретации экстралингвального контекста. Проведение конверсационного анализа позволило систематизировать функционирование оценочных высказываний в литературной персонажной речи как тактик реализации коммуникативной стратегии и как коммуникативных ходов инициирующей, реагирующей и другой направленности. Как показывает проведенный конверсационный анализ фактического материала, глобальными стратегиями, объединяющими речевое поведение адресантов всех высказываний положительной оценки, являются стратегии выражения положительной оценки и эмоциональной разрядки / воздействия на эмоциональное состояние собеседника. В той или иной степени адресанты положительно-оценочных высказываний руководствуются стратегиями позитивной и негативной вежливости, а также стратегией манипулирования. РА одобрения, похвалы, комплимента и лести в пределах одного репликового шага зачастую комбинируются с другими актами (РА приветствия, благодарности, просьбы, возражения, совета, поощрения, удивления, упрека, порицания, извинения, сожаления, самоуничижения, поздравления), а также комбинируются друг с другом. Аранжировка речевых актов в пределах одного коммуникативного шага определяется стратегической установкой говорящего, которой он волен следовать полностью, частично или воспринимать предлагаемый собеседником план, прибегая к различным коммуникативно-прагматическим структурам. Подсчет частотности употребления оценочной лексики позволил выявить ряд тенденций в языковой реализации положительной оценки адресантами одобрения, похвалы, комплимента и лести. Установлены оценочные и аффективные прилагательные, существительные, глаголы, свойственные всем положительно-оценочным РА, части из них, а также свойственные только одному из исследуемых РА. Дифференцированы предикативные единицы, а также типы предложений, реализующие положительную оценку в англоязычном художественном дискурсе. Установлены лексико-стилистические и синтаксические стилистические средства интенсификации положительной оценки, как общие, так и дифференциальные. В диссертации впервые с когнитивно-прагматических позиций исследован оценочный потенциал паравербальных (невербальных и интонационных) средств коммуникации. Паравербальные средства позволяют различать высказывания оценки разной степени искренности и экспрессивности, иронические, формальные и лживые высказывания положительной оценки. Аудиторский и электро-акустический анализ интонационной организации положительно-оценочных 39 высказываний в англоязычном кинодискурсе позволил заключить, что высказывания одобрения, похвалы, комплимента и лести обнаруживают ряд общих и ряд специфических отличительных характеристик.
каноничная форма
канонічна форма
категориальная ситуация
категорійна ситуація
ключевые слова текущего момента
ключові слова поточного моменту
коммуникативная стратегия
коммуникативная тактика
коммуникативный контекст
коммуникативный ход
коммуникативный шаг
компаративность
компаративність
комплимент
комплімент
композиция
композиція
комунікативна стратегія
комунікативна тактика
комунікативний контекст
комунікативний крок
комунікативний хід
контекст
концепт
лексия
лексія
лестощі
лесть
межкультурная коммуникация
метатекст
мовленнєвий акт
міжкультурна комунікація
міське койне
міське мовлення
міський прецедентний феномен
нарація
наррация
национально-культурный компонент
національно-культурний компонент
номинативная цепочка
номинация
номінативна ланка
номінація
объектная синтаксема
об’єкта синтаксема
одесизм
одессизм
одобрение
оценка
оцінка
падеж
парадигма
перлокутивний ефект
перлокутивный эффект
побудительный речевой акт
поетика
полилингвокультурность
полиморфизм
политический дискурс
полілінгвокультурність
поліморфізм
політичний дискурс
постмодернизм
постмодернізм
похвала
поэтика
прагмалингвистическое поведение адресанта
прагмалінгвістична поведінка мовця
предикат
публіцистичний стиль
ранг
речевой акт
римування
рифмовка
семантико-синтаксическая валентность
семантико-синтаксична валентність
семантически нетлемешарное простое предложение
семантически элементарное простое предложение
семантично елементарне просте речення
семантично неелемєнтарне просте речення
синонім тлумачення
синтаксема
ситуация побуждения
ситуація спонукання
словник
сонет
спонукальний мовленнєвий акт
строфа
схвалення
творчество
теория моногенеза языков
теорія моногенезу мов
типология номинаций
типологія номінацій
узел
универсальные типы и стратегии номинаций
універсальні типи і стратегії номінації
урбанолингвистическое исследование
урбанолінгвістичне дослідження
функционально-семантическое поле
функция
функціонально-семантичне поле
функція
художній стиль
цикл
член предложения
член речення
эксплицитные и имплицитные языковые средства
ідеологічний компонент
ілокутивна функція висловлення
іменник