Теоретичні і методичні засади підготовки майбутніх фахівців соціономічних спеціальностей до безпеки життя і професійної діяльності
Вантажиться...
Дата
2017
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
ISSN
E-ISSN
Назва тому
Видавець
Анотація
У дисертації науково-обґрунтовано й апробовано концептуальні
теоретичні і методичні засади та модель підготовки майбутніх фахівців
соціономічних спеціальностей до безпеки життя і професійної діяльності
(цільовий, теоретико-методологічний, процесуальний, методичний,
діагностувально-результативний блоки); розкрито сутність феноменів
«підготовка майбутніх фахівців соціономічних спеціальностей до безпеки
життя і професійної діяльності» та «культура безпечної життєдіяльності
майбутніх фахівців соціономічних спеціальностей». Визначено
компоненти (соціально-імперативний, діяльнісно-виконавчий,
особистісно-ціннісний) і їх показники, схарактеризовано рівні
сформованості культури безпечної життєдіяльності майбутніх фахівців
соціономічних спеціальностей (високий, достатній, низький). Визначено
та науково обґрунтовано педагогічні умови підготовки майбутніх фахівців
соціономічних спеціальностей до безпеки життя і професійної діяльності
(відображення у змісті навчальних дисциплін про безпеку людини ідеї
безпечної життєдіяльності як сенсоутворювального чинника; прагматична
орієнтація навчальної діяльності студента у процесі підготовки до безпеки
життя і професійної діяльності; набуття майбутніми фахівцями
соціономічних спеціальностей досвіду безпечної професійно-
зорієнтованої діяльності). Визначені етапи формування культури
безпечної життєдіяльності майбутніх фахівців соціономічних
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», МОН Украины. – Одесса, 2017. В диссертации научно обоснованы и апробированы концептуальные теоретико-методологические основы исследования проблемы подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности. Раскрыта сущность феноменов «подготовка будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности» и «культура безопасности жизнедеятельности будущих специалистов социономических специальностей» как результата такой подготовки. В структуре культуры безопасной жизнедеятельности будущих специалистов социономических специальностей определены компоненты: социально-императивный характеризуется осведомленностью нормами и алгоритмами безопасности в повседневной жизни, осведомленностью с нормативно-правовой базой и алгоритмами безопасностипрофессиональной деятельности, пониманием сущности культуры безопасной жизнедеятельности; деятельно-исполнительный характеризуется наличием умений и навыков минимизации рисков повседневной жизни и профессиональной деятельности, наличием умений и навыков оказания помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях, вариативностью действий в предотвращении опасностей, умением принимать решения в опасных и чрезвычайных ситуациях; личностно- ценностный характеризуется признанием ценности безопасности жизни, здоровья человека, жизненной устойчивостью, признанием ценности ненасилия, готовностью к преодолению неопределенности. Определены и научно обоснованы педагогические условия подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности: отражение в содержании учебных дисциплин о безопасности человека идеи безопасной жизнедеятельности как смыслообразующего фактора; прагматическая ориентация учебной деятельности студента в процессе подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности; приобретение будущими специалистами социономических специальностей опыта безопасной профессионально- ориентированной деятельности. Разработана модель подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности, которая включает целевой (подготовка будущих специалистов к безопасности жизни и профессиональной деятельности), теоретико-методологический (методологические подходы и теоретическая характеристика культуры безопасной жизнедеятельности), процессуальный (педагогические условия, реализуемые в образовательном процессе учебных дисциплин о безопасности человека («Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда») на мотивационно-стимулятивном, познавательно- обогатительном, действенно-имитационном этапах), методический (содержательная и организационная составляющие), диагностически- результативный (методика диагностики и уровни сформированности культуры безопасной жизнедеятельности как результата подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности) блоки.Разработана и апробирована диагностическая и экспериментальная методики подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности; обновлено и дополнено содержание и структура учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда», кружка «Безопасность жизни и профессиональной деятельности». Реализацияпервого педагогического условия осуществлена на основе принципов отбора и структурирования содержания учебных дисциплин о безопасности человека (научность, функциональная полнота, доступность и практическая реализуемость, соответствие потребностям современности, адаптация учебного материала к профессиональным интересам будущих специалистов социономических специальностей, дидактического изоморфизма). Реализация второго педагогического условия опиралась на принципы организации учебной деятельности будущих специалистов социономических специальностей (сознательной активности в самоорганизации учебной деятельности и наглядное представление учебной информации). Реализация третьего педагогического условия строилась на основе принципов интеграции, эмоционального переживания учебной деятельности, коллективного взаимодействия и сотрудничества. На всех этапах реализации модели подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности в аудиторное и внеаудиторное время использованы интерактивные методики (деловые, имитационные, сенсорные, ролевые игры, тренинги, театр-экспромт, мозговой штурм, исследовательские проекты, «телевизионные репортажи», дискуссии и т.д.), экспериментальная методика опиралась на опыт студентов, приобретенный в повседневной деятельности и во время профессиональной подготовки по специальности. Охарактеризованы уровни (высокий, достаточный, низкий), установлены связи и охарактеризовано взаимодействие структурных элементов культуры безопасной жизнедеятельности будущих специалистов социономических специальностей как результата подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности в высшем учебном заведении.
The thesis represents the scientifically grounded and approbated conceptual theoretical and methodical foundations, the training model of future specialists of socionomic specialties to the safety of life and professional activity (purposeful, theoretically methodological, procedural, methodical and diagnostically productive blocks), it reveals the essence of such phenomena as “Training of future specialists of socionomic specialties for safety of life and professional activity” and “socionomy future specialist’s culture of safe life and activity”. It determines the socially imperative, actively executive, personally valuable components and their indexes; it characterizes the formation levels of socionomy future specialist’s culture of safe life and activity (high, sufficient, low). The thesis identifies and scientifically proves pedagogical conditions in training of future specialists of socionomic specialties for the safety of life and professional activity (the idea of life safety of a human being reflected in human safety subjects as the principle semantic factor; pragmatic orientation of student’s educational activity during the training for the safety of life and professional activity; the acquisition of safe professionally oriented activity experience by future specialists in socionomic specialties). It specifies the stages of safe life and activity culture formation during training process for the future specialists in socionomic specialties (stimulant, cognitively concentrating, effectively imitational). It develops and approbates diagnostic and experimental techniques of the training of future specialists of socionomic specialties for safety of life and professional activity; renewed and completed subject content and structure of the academic disciplines “Safety of life and activity”, “Bases of occupational safety”, “Safety of Life and Professional Activity” group. It establishes and characterizes connections in interaction of structural elements of socionomy future specialist’s culture of safe life and activity as a result of the training for safety of life and professional activity in higher education institutions.
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», МОН Украины. – Одесса, 2017. В диссертации научно обоснованы и апробированы концептуальные теоретико-методологические основы исследования проблемы подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности. Раскрыта сущность феноменов «подготовка будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности» и «культура безопасности жизнедеятельности будущих специалистов социономических специальностей» как результата такой подготовки. В структуре культуры безопасной жизнедеятельности будущих специалистов социономических специальностей определены компоненты: социально-императивный характеризуется осведомленностью нормами и алгоритмами безопасности в повседневной жизни, осведомленностью с нормативно-правовой базой и алгоритмами безопасностипрофессиональной деятельности, пониманием сущности культуры безопасной жизнедеятельности; деятельно-исполнительный характеризуется наличием умений и навыков минимизации рисков повседневной жизни и профессиональной деятельности, наличием умений и навыков оказания помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях, вариативностью действий в предотвращении опасностей, умением принимать решения в опасных и чрезвычайных ситуациях; личностно- ценностный характеризуется признанием ценности безопасности жизни, здоровья человека, жизненной устойчивостью, признанием ценности ненасилия, готовностью к преодолению неопределенности. Определены и научно обоснованы педагогические условия подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности: отражение в содержании учебных дисциплин о безопасности человека идеи безопасной жизнедеятельности как смыслообразующего фактора; прагматическая ориентация учебной деятельности студента в процессе подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности; приобретение будущими специалистами социономических специальностей опыта безопасной профессионально- ориентированной деятельности. Разработана модель подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности, которая включает целевой (подготовка будущих специалистов к безопасности жизни и профессиональной деятельности), теоретико-методологический (методологические подходы и теоретическая характеристика культуры безопасной жизнедеятельности), процессуальный (педагогические условия, реализуемые в образовательном процессе учебных дисциплин о безопасности человека («Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда») на мотивационно-стимулятивном, познавательно- обогатительном, действенно-имитационном этапах), методический (содержательная и организационная составляющие), диагностически- результативный (методика диагностики и уровни сформированности культуры безопасной жизнедеятельности как результата подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности) блоки.Разработана и апробирована диагностическая и экспериментальная методики подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности; обновлено и дополнено содержание и структура учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда», кружка «Безопасность жизни и профессиональной деятельности». Реализацияпервого педагогического условия осуществлена на основе принципов отбора и структурирования содержания учебных дисциплин о безопасности человека (научность, функциональная полнота, доступность и практическая реализуемость, соответствие потребностям современности, адаптация учебного материала к профессиональным интересам будущих специалистов социономических специальностей, дидактического изоморфизма). Реализация второго педагогического условия опиралась на принципы организации учебной деятельности будущих специалистов социономических специальностей (сознательной активности в самоорганизации учебной деятельности и наглядное представление учебной информации). Реализация третьего педагогического условия строилась на основе принципов интеграции, эмоционального переживания учебной деятельности, коллективного взаимодействия и сотрудничества. На всех этапах реализации модели подготовки будущих специалистов социономических специальностей к безопасности жизни и профессиональной деятельности в аудиторное и внеаудиторное время использованы интерактивные методики (деловые, имитационные, сенсорные, ролевые игры, тренинги, театр-экспромт, мозговой штурм, исследовательские проекты, «телевизионные репортажи», дискуссии и т.д.), экспериментальная методика опиралась на опыт студентов, приобретенный в повседневной деятельности и во время профессиональной подготовки по специальности. Охарактеризованы уровни (высокий, достаточный, низкий), установлены связи и охарактеризовано взаимодействие структурных элементов культуры безопасной жизнедеятельности будущих специалистов социономических специальностей как результата подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности в высшем учебном заведении.
The thesis represents the scientifically grounded and approbated conceptual theoretical and methodical foundations, the training model of future specialists of socionomic specialties to the safety of life and professional activity (purposeful, theoretically methodological, procedural, methodical and diagnostically productive blocks), it reveals the essence of such phenomena as “Training of future specialists of socionomic specialties for safety of life and professional activity” and “socionomy future specialist’s culture of safe life and activity”. It determines the socially imperative, actively executive, personally valuable components and their indexes; it characterizes the formation levels of socionomy future specialist’s culture of safe life and activity (high, sufficient, low). The thesis identifies and scientifically proves pedagogical conditions in training of future specialists of socionomic specialties for the safety of life and professional activity (the idea of life safety of a human being reflected in human safety subjects as the principle semantic factor; pragmatic orientation of student’s educational activity during the training for the safety of life and professional activity; the acquisition of safe professionally oriented activity experience by future specialists in socionomic specialties). It specifies the stages of safe life and activity culture formation during training process for the future specialists in socionomic specialties (stimulant, cognitively concentrating, effectively imitational). It develops and approbates diagnostic and experimental techniques of the training of future specialists of socionomic specialties for safety of life and professional activity; renewed and completed subject content and structure of the academic disciplines “Safety of life and activity”, “Bases of occupational safety”, “Safety of Life and Professional Activity” group. It establishes and characterizes connections in interaction of structural elements of socionomy future specialist’s culture of safe life and activity as a result of the training for safety of life and professional activity in higher education institutions.
Опис
Ключові слова
підготовка до безпеки життя і професійної діяльності, майбутній фахівець соціономічної спеціальності, культура безпечної життєдіяльності, модель підготовки до безпеки життя і професійної діяльності, педагогічні умови, подготовка к безопасности жизни и профессиональной деятельности, будущий специалист социономической специальности, культура безопасности жизнедеятельности, модель подготовки к безопасности жизни и профессиональной деятельности, педагогические условия, training to the safe life and professional activity, the future specialist in socionomic speciality, the culture of safe life and activity, the training model to safety of life and professional activity, the pedagogical conditions
Бібліографічний опис
Теоретичні і методичні засади підготовки майбутніх фахівців соціономічних спеціальностей до безпеки життя і професійної діяльності: Автореф. дис ... д-ра пед. наук / С. П. Гвоздій. – Одеса : Б. в., 2017.– 48 с.