Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/24930
Title: Жанр romance в контексте современного литературного процесса (Р. Л. Стивенсон, Г. Р. Хаггард)
Other Titles: Жанр romance в контексті сучасного літературного процесу (Р. Л. Стівенсон, Г. Р. Хаггард)
The genre of romance in the context of modern literary process (R.L. Stevenson, H.R. Haggard)
Authors: Долгая, Н Н.
Долга, Н. М.
Dolha, N. M.
Citation: Записки з романо-германської філології = Writings in Romance-Germanic Philology
Issue Date: 2019
Publisher: Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Keywords: неоромантизм
массовая литература
мидл-литература
приключенческий роман
имперский миф
масова література
мідл-література
пригодницький роман
імперський міф
neo-romanticism
popular literature
midl-literature
romance
myth of Empire
Series/Report no.: ;№ 1(42).
Abstract: Объектом нашего исследования являются жанровые черты английского неоромантического приключенческого романа – romance. Проделанный компаративный анализ романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и Г.Р. Хаггарда «Копи царя Соломона» позволил обнаружить характерные черты жанра: экзотический хронотоп, который испытывает на прочность; герой – благородный не по происхождению, а по поступкам; использование мифологических мотивов – спасение красавицы, поиск артефакта. В исследовании обосновывается тот факт, что на «рубеже веков» (конец XIX – начало XX вв.) жанр приключенческого романа призван был пропагандировать имперскую идеологию Великобритании в доступной широким массам форме. Функционально эта жанровая модификация апеллирует к воображению, выполняет развлекательную функцию, стратификационно направленна на юношескую аудиторию. Ставка на «усредненного» потребителя сделала romance oдним из самых популярных жанров. Увлечение имперскими идеями в конце XIX века в Великобритании вылилось в «активизм» - имперское течение, которое стало стилем жизни и объединило писателей, выступающих пропагандистами имперской идеологии, включавшей такие понятия, как патриотическое служение Британии, долг, приверженность идее национального единства и т.д. К ним примыкали представители «романтического возрождения» - Стивенсон, а особенно Хаггард. С точки зрения современного литературного процесса в статье инициируется вопрос об определении позиции творческого наследия Хаггарда в контексте «мидл-литературы». В процессе исследования были выделены отличительные черты хаггардовского варианта romance, который реагировал на актуальные вопросы и отразил в упрощенной форме британский имперский менталитет, важнейшей частью его было превосходство по отношению к народам колонизируемых стран. Таким образом, в выводах обосновывается, что писатели-неоромантики «рубежа веков», ориентируясь на «среднего» читателя и отказываясь от исключительного героя в литературе, создают парадигму массовой культуры ХХ века.
Об´єктом нашого дослідження є жанрові риси англійського неоромантичного пригодницького роману – romance. Виконаний компаративний аналіз романів Р.Л. Стівенсона «Острів скарбів» та Г.Р. Хаггарда «Копальні царя Соломона» дозволив віднайти характерні риси жанру: екзотичний хронотоп який випробовує на міцність; герой – шляхетний не за походженням, а за вчинками; використання міфологічних мотивів – порятунок красуні, пошук артефакту. В розвідці обґрунтовується той факт, що на «порубіжжі» (кінець ХІХ – початок ХХ ст.) жанр пригодницького роману був покликаний пропагувати імперську ідеологію Великої Британії в зрозумілій широким колам формі. Функціонально ця жанрова модифікація апелює до уяви, виконує здебільшого розважальну функцію, стратифікаційно спрямована на юнацьку аудиторію. Ставка на «усередненого» споживача зробила romance одним з найпопулярніших жанрів. Захоплення імперськими ідеями наприкінці ХІХ століття у Великій Британії вилилося в «активізм» - імперську течію, яка стала стилем життя та об’єднала письменників, які виступали пропагандистами імперської ідеології, патріотичного служіння Британії, були прихильниками ідеї національної єдності і т. ін. До них належали представники «романтичного відродження» - Стівенсон, а особливо Хаггард. З позиції сучасного літературного процесу в розвідці зініціюється питання про визначення позиції творчої спадщини Хаггарда в контексті мідл-літератури. В процесі дослідження були виокремлені хаггардівські риси жанру romance: звернення до актуальних проблем свого часу, відображення у спрощеній формі британського імперського менталітету, найважливішою складовою якого була перевага над народами з колонізованих країн. У висновках обґрунтовується, що письменники-неоромантики «порубіжжя», орієнтуючись на «середнього» читача та відмовляючись від виключного героя в літературі, вибудовують парадигму масової культури ХХ століття.
The article is dedicated to the research of genre features of English neo-romantic adventure novel – romance. Comparative analysis of R. L. Stevenson’s novel “Treasure Island” and H. R. Haggard novel “King Solomon’s Mines” demonstrates the peculiarities of romance. Among them: an exotic chronotope – location for challenges for uncommon person, a hero – generous, noble-minded on one hand, and natural, understandable on the other hand, mythological motifs: salvation of beautiful girl, treasure hunts, searches of artifacts. In transitional period (the end XIX– the beginning XX) one of the main aims of this genre was to propagate the idea of the Britain Empire in clear and diverted forms. Fictional romance appeals more to the senses than to the mind. It can be distinguished as moral fantasy. The orientation on mass-reader made romance one of the best-sellers. A fascination with imperial ideas at the end of XIX century in Great Britain was outpoured in «activism» - an imperial flow, which became a lifestyle and united writers who propagate an imperial ideology, including such concepts, as patriotic service Britain, debt, adherence to the idea of national unity. The representatives of «romantic revival» – Stevenson, and especially Haggard, – joined them. Our study initiates a determination question of Haggard’s position from the point of modern literary process and in the context of «midl-literature». The distinguishing features of author’s variant of romance were selected in the process of research. Haggard addresses with actual issues to his contemporaries; reflects Britannic imperial mentality in the simplified form. So, Britain literature of «romantic revival» (the end of XIX–the beginning of XX) appeals to all classes and types of person and creates a paradigm of popular literature of the XX century.
URI: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/24930
Other Identifiers: УДК 82-311.3
DOI: https://doi.org/10.18524/2307-4604.2019.1(42).158023
Appears in Collections:Записки з романо-германської філології

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
145-152.pdf276.4 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.