Зона обозначения персонажа в мегатексте художественного произведения

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2018
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
ISSN
E-ISSN
Назва тому
Видавець
Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Анотація
Цель статьи — выявление вербального воплощения зоны персонажа в тексте художественного произ- ведения, специфики взаимодействия всех факторов его проявления с закреплёнными номинациями в масштабах целого мегатекста. Объект анализа — образ героя художественного произведения в пределах мегатекста. Предмет исследо- вания — кореферентные номинации и зона обозначения героя, определяющая композиционное и идейное представ- ление персонажа. В работе использованы методы описательного, герменевтического, композиционного и интертек- стуального анализа. Результатом работы стало исследование совокупности представлений образа героя-референта в пределах мегатекста, выраженной парадигмой: образ персонажа-референта в тексте → образ персонажа-референта во вспомогательном тексте → образ персонажа-референта в мегатексте. Образ персонажа мегатекста создаётся из совокупного представления референта во всех компонентах его структуры с помощью различных номинаций, сохра- няющих ядерную, ведущую характеристику «герой основного сообщения». Использованы некоторые художественные тексты А. И. Куприна. Выводы. С тематической точки зрения, мегатекст представляет собой сложную многофокусную систему, вбирающую в себя полииерархичную взаимосвязь всех номинаций, представленных в исходном и вспомо- гательных видах текста, которые, в свою очередь, сопряжены в едином концептуально-информативном комплексе их культурно- и/или идейно-художественного рассмотрения. Практическое применение результатов исследования возможно при анализе художественного текста, исследовании интертекстуального представления художественного образа, а также на занятиях по интерпретации текста.
The article investigates forming the verbal embodiment of a character’s zone in a megatext of a work of fiction. The purpose is to identify such zones, the specifics of interaction of all the factors in their manifestations with fixed nominations on the scale of a whole mega-text. The object of analysis is the image of the hero within the mega-text. The subject of the research is coreferential nominations and the zone of its designation, which determines the compositional and ideological representation of the character. We used the methods of descriptive, hermeneutic, compositional and intertextual analyzes. The result of the research: the set of representations of a character-referent within a mega-text can be expressed by the paradigm: the image of a character-referent in the text → the image of a character-referent in a auxiliary text → the image of a character-referent in a mega-text. The image of a mega-text character is created of the cumulative presentation of the referent in all components of its structure with help of various nominations preserving the core, leading characteristic «hero of the main message». Findings. From the thematic point of view, a megatext is a complex multi-focus system that incorporates the polyhierarchical interrelation of all nominations presented in the original and auxiliary types of the text, which in turn are mated in a single conceptual and informative complex of their cultural and / or conceptual and artistic consideration. The practical application of the research results is possible in the analysis of any artistic text, in the study of the intertextual representation of an artistic image, as well as at text interpretation lectures.
Мета статті — виявлення вербального втілення зони персонажа в тексті художнього твору, специфіки взаємодії всіх факторів його прояви з закріпленими номінаціями в масштабах цілого мегатекста. Об’єкт аналізу — образ героя художнього твору в межах мегатекста. Предмет дослідження — кореферентних номінації і зона по- значення героя, що визначає композиційне і ідейний уявлення персонажа. У роботі використані методи описового, герменевтического, композиційного і интертекстуального аналізів. Результат дослідження — сукупність уявлень об- разу героя-референта в межах мегатекста можна висловити парадигмою образ персонажа-референта в тексті → образ персонажа-референта в допоміжному тексті → образ персонажа-референта в мегатекст. Образ персонажа мегатекста створюється з сукупного уявлення референта у всіх компонентах його структури за допомогою різних номінацій, які зберігали сильним, провідну характеристику «герой основного повідомлення». Висновки: З тематичної точки зору мегатекст являє собою складну багатофокусного систему, яка вбирає в себе поліієрархічна взаємозв’язок всіх номі- націй, представлених в вихідному і допоміжних видах тексту, які в свою чергу сполучаються в єдиному концептуаль- но-інформативному комплексі їх культурно і / або ідейно-художнього розгляду. Практичне застосування результатів дослідження можливо при аналізі художнього тексту, дослідженні інтертекстуальності уявлення художнього образу, а також на заняттях з інтерпретації тексту.
Опис
Ключові слова
зона обозначения персонажа, мегатекст, референтные связи, персонаж-референт, А. И. Куприн, зона позначення персонажа, мегатекст, референтні зв’язки, персонаж-референт, character designation zone, mega-text, reference links, character referent
Бібліографічний опис
Мова : науково-теоретичний часопис з мовознавства
DOI
ORCID:
УДК
Зібрання