Особенности темпорального оформления побудительных конструкций в лекционном и проповедническом дискурсах

Ескіз
Дата
2018
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
ISSN
E-ISSN
Назва тому
Видавець
Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Анотація
Статья посвящена исследованию темпоральной организации побудительных конструкций в проповедническом и лекционном дискурсе. Исходя из наличия общих интенциональных критериев лекционного и проповеднического дискурсов (передача знаний и формирование точки зрения/верования), эти дискурсы в статье рассматриваются как особый вид институционального поучающего дискурса с единой композиционной структурой. В реализации операциональных стратегий лектора и проповедника немаловажную роль играют способы побуждения аудитории к коммуникативным действиям, осуществляемые, в частности, побудительными конструкциями. Среди просодических средств, участвующих в реализации побуждения, огромная роль принадлежит характеру изменения темпа и особенностям паузации. Для определения степени участия темпорального компонента интонации в оформлении устного текста проповеди и лекции проведен комплексный фонетический анализ, целью которого явилось выявление общей тенденции временно́й организации исследуемых дискурсов. В результате перцептивного и электроакустического анализа выявлены основные темпоральные характеристики исследуемых побудительных конструкций. Инструментальным путем зафиксировано, что темп произнесения побудительных конструкций во введении во всех исследуемых видах текста варьируется от замедленного до нормального. Анализ текстовой паузации показал наличие различий (хотя и несущественных) между лекцией и проповедью, которые заключаются не столько в характере использования в тексте пауз различной длительности, сколько в процентном соотношении распределения пауз различной длительности по тексту. Частота встречаемости пауз различной длительности при произнесении побудительных конструкций напрямую связана со структурой текста. Инструментальный анализ темпоральных характеристик устных англоязычных побудительных конструкций в лекционном и проповедническом дискурсах позволяет сделать вывод о наличии интегральных и дистинктивных темпоральных параметров исследуемых конструкций. Наличие интегральных характеристик доказывает правомочность отнесения исследуемых типов дискурсов к институциональному устному дискурсу поучающего типа.
Стаття присвячена дослідженню темпоральної організації спонукальних конструкцій у проповідницькому і лекційному дискурсі. Виходячи з наявності загальних інтенціональних критеріїв лекційного і проповідницького дискурсів (передача знань і формування точки зору/вірування), ці дискурси в статті розглядаються як особливий вид інституційного повчаючого дискурсу з єдиною композиційною структурою. У реалізації операціональних стратегій лектора і проповідника важливу роль відіграють способи спонукання аудиторії до комунікативних дій, які здійснюються, зокрема, спонукальними конструкціями. Серед просодичних засобів, що беруть участь у реалізації спонукання, величезна роль належить характеру зміни темпу і особливостям паузаціі. Для визначення ступеня участі темпорального компоненту інтонації в оформленні усного тексту проповіді і лекції проведено комплексний фонетичний аналіз, метою якого було виявлення загальної тенденції тимчасової організації досліджуваних дискурсів. У результаті перцептивного та електроакустичного аналізу виявлені основні темпоральні характеристики досліджуваних спонукальних конструкцій. Інструментальним шляхом зафіксовано, що темп проголошення спонукальних конструкцій у вступі в усіх досліджуваних видах тексту варіюється від уповільненого до нормального. Аналіз текстової паузаціі показав наявність відмінностей (хоча і несуттєвих) між лекцією і проповіддю, які полягають не стільки в характері використання в тексті пауз різної тривалості, скільки в процентному співвідношенні розподілу пауз різної тривалості за текстом. Частота вживання пауз різної тривалості при вимові спонукальних конструкцій безпосередньо пов’язана зі структурою тексту. Інструментальний аналіз темпоральних характеристик усних англомовних спонукальних конструкцій у лекційному та проповідницькому дискурсах дозволяє зробити висновок про наявність інтегральних та дистинктивних темпоральних параметрів досліджуваних конструкцій. Наявність інтегральних характеристик доводить можливість віднесення досліджуваних типів дискурсів до інституціонального усного дискурсу повчаючого типу.
The article is devoted to the study of the imperative constructions temporal organization in the sermon and lecture discourses. Based on the presence of common intentional criteria for lecture and sermon discourses (transfer of knowledge and the point of view / belief formation), these discourses are considered in the article as a special kind of institutional instructive discourse with a common compositional structure. In the implementation of the lecturer and the preacher’s operational strategies, an important role is played by the ways of encouraging the audience to communicate, carried out, in particular, by the imperative constructions. Among the prosodic means involved in the imperatives implementation, a huge role belongs to the tempo changes nature and the pause features. To determine the degree of the intonation temporal component participation in the design of the sermon and lecture oral text, a complex phonetic analysis was conducted, the purpose of which was to identify the general trend of the discourses under study temporal organization. As a result of perceptual and electroacoustic analysis, the main temporal characteristics of the investigated imperative structures were revealed. Instrumentally, it is found out that imperative constructions tempo in the introduction of all the investigated types of text varies from slow to normal. An analysis of the textual pauses showed differences (minor ones) between the lecture and the sermon, which consist not so much in the use of pauses in various texts, but in the percentage distribution of the different duration pauses in the text. The frequency of various duration pauses occurrences when pronouncing imperative constructions is directly related to the structure of the text. The instrumental analysis of the oral English-speaking imperative constructions temporal characteristics in the lecture and sermon discourses allows us to conclude that there are integral and distinctive temporal parameters of the constructions under study. The presence of the integral characteristics proves the validity of attributing the investigated types of discourses to institutional oral discourse of an instructive type.
Опис
Ключові слова
темпоральные характеристики, побудительные конструкции, проповеднический/лекционный дискурс, средняя длительность слога, объем межсинтагменной/внутрисинтагменной паузации, темпоральні характеристики, спонукальні конструкції, проповідницький / лекційний дискурс, середня тривалість складу, обсяг межсинтагменної/ внутрісинтагменної паузаціі, temporal characteristics, imperative constructions, sermon/ lecture discourse, average duration of a syllable, pause volume
Бібліографічний опис
Записки з романо-германської філології = Writings in Romance-Germanic Philology
DOI
ORCID:
УДК