До питання про вплив портових споруд Суліни на динаміку дельти Дунаю

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2015
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
Номер ISSN
Номер E-ISSN
Назва тому
Видавець
Анотація
Забезпечення судноаплавства крізь дельту Дунаю в море ще в середині XIX століття спонукало побудувати судноплавний канал та оточуючі його парні моли, довжиною майже 14 км, систему заходів, що знизили надходження води в українське Кілійське гирло Дунаю. Вони активізували замулювання бухти Мусура, створили умови для утворення акумулятивної тераси від молів до гирла Анагол, для розмиву берега між гирлами Імпуцита та Св.Георгій, для замулення гирлової частини Сулінського каналу, для утворення нового острова Нова Земля, для негативної перебудови південної сітки дельтових гирл на території України.
Обеспечение судоходства по руслам дельты Дуная еще в середине XIX столетия заставило построить канал на месте Георгиевского гирла, а затем—одамбовать его и на выходе в море оградить с двух сторон молами. По мере заносимое™ гирла и выхода из него в море канал искусственно углублялся, а маты удлинялись. Сейчас их длина равна почти 14 км. Увеличена площадь сечения Сулинского гирла, основного судоходного пути через территорию Румынии. Перехвачена часть воды из Килииского рукава для пополнения дельтовых озер и каналов в Румынии. Спрямлено русло Георгиевского гирла в Румынии с 108 км до 67 км, и при этом укреплена дамба на Измаильском разветвлении в Тульчинский рукав. Эти и другие мероприятия сократили количество воды в украинский Килийский рукав с 70% до 49% всей дунайской воды. Такая ситуация резко сократила испатьзование Украиной своих рукавов для судоходства. С другой стороны, рост длины Сути неких молов заметно снижает прохождение наносов из Килииского рукава на юг и увеличивает размеры волновой тени. Поэтому выросли размеры бара Новая Земля, усилилось заиление бухты Мусура, возросла водность рукава Цыганка, сильнее обозначился сват глубин на взморье дельты, создались более благоприятные условия для формирования аккумулятивной береговой террасы от молов до устья Анадол, для размыва морского края дельты между устьями Импуцита и Святой Георгий, возросла опасность заиления устья Сулинского рукава. Рост длины портовых молов усиливает их негативное влияние на морской край дельты Дуная.
The aim of the article is estimations and regularities of morphology and dynamic different sites of marine margin shores in connection of the Sulina sea-port long (? 14 km) jetties and other artificial hydrotechnical constructions of the Danube Delta during newest time. Purposes of the article are: a) we must to consider results of preliminary researches and publications; b) during the investigation twin-jetties influences on adjacent the deltaic sites we must to work up; c) the author must to elaborate the scenarios for future very likely dynamics of marine margin relief and sediment under impact of Sulina jetties; d) composition and valuation of special illustration, maps and graphs; e) discussion and account of the general conclusions according aim of the manuscript. The object of the article is largest within European Coasts delta of Danube River with different artificial hydrotechnical constructions along sea-shores and deltaic arms. And, by the hand, the basic attention was took notice to deltaic site around of Sulina-town and sea-port jetties within Romanian territory. The subject of the manuscript are research and analysis of fact material regularities of shores and submarine slope around Sulina arm mouth of the Danube delta. On base of the regularities scenario elaboration of next development of navigation condition from the river to the Black Sea, and back.
Опис
Ключові слова
Дунай, річка, дельта, судноплавство, Суліна, довгі моли, негативний вплив, хвилі, течії, наноси, река, судоходство, Сулина, длинные молы, негативное влияние, волны, течения, наносы, Danube, river, delta, navigation, Sulina, long jetty, negative impact, wave, current, sediment
Бібліографічний опис
Науковий вісник Чернівецького університету
DOI
ORCID:
УДК