Позитивна оцінка: від когнітивного судження до комунікативного висловлювання

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2018
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
ISSN
E-ISSN
Назва тому
Видавець
Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Анотація
Дисертація у вигляді опублікованої монографії на здобуття наукового ступеня доктора філологічних наук за спеціальністю 10.02.04 – германські мови. – Одеський національний університет імені І.І. Мечникова, Одеса, 2018. У дисертації міститься опис когнітивно-прагматичної природи та закономірностей комунікативних виявів позитивної оцінки. Аналізуються прагматичні особливості породження та перетворення оцінного судження в оцінне висловлювання. Започатковано новий лінгвістичний напрям когнітивно-комунікативної аксіології зображеного дискурсу. Запропоновано власну таксономію позитивно-оцінних мовленнєвих актів схвалення, похвали, компліменту та лестощів, що функціонують в англомовному літературному дискурсі та в кінодискурсі, досліджено іллокутивні цілі й перлокутивний ефект мовленннєвих актів позитивної оцінки. Висловлювання позитивної оцінки розглянуто також із позицій конверсаційного аналізу як комунікативні тактики реалізації певних комунікативних стратегій, а також як комунікативні ходи ініціювальної, реагувальної та іншої спрямованості. Виявлено варіанти комбінування мовленнєвих актів схвалення, похвали, компліменту і лестощів у межах одного реплікового кроку з іншими актами. Висвітлено специфіку паравербальної (невербальної та просодичної) реалізації позитивної оцінки в англомовному кінодискурсі.
Диссертация в виде опубликованной монографии на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки. – Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Одесса, 2018. В диссертации описана когнитивно-прагматическая природа, а также закономерности коммуникативного проявления положительной оценки. Анализ когнитивных процессов в изображенном мышлении персонажа художественного произведения позволил установить варианты преобразования, редуцирования, интенсификации оценки при ее реализации в коммуникативной ситуации. Представляется, что оценивание как когнитивный процесс в сознании человека происходит постоянно, а формулирование оценки и ее внешнее выражение имеет место значительно реже. Желание / нежелание субъекта вывести оценку во внешнее общение определяется рядом прагматических факторов. В исследовании установлено, что оценка, сформулированная в сознании, далеко не всегда совпадает по интенсивности и даже по знаку (плюс / минус) с оценкой, сформулированной вербально или невербально. Обоснована целесообразность выделения оппозиции «оценочность» – «безоценочность» и отвергается возможность существования нейтральной оценки: если объект попал в сферу интересов индивида, то непременно формулируется оценка: положительная, отрицательная, смешанная. Не всякая оценка, сформированная в сознании человека, преобразуется в адекватное высказывание. Например, правила этикета не всегда позволяют коммуниканту выразить свою негативную оценку: он может промолчать либо выразить ее в преуменьшенном виде, а подчас высказать противоположное положительно-оценочное суждение. Положительная оценка не получит вербального или паравербального воплощения, если субъект оценки испытывает зависть или злость, либо следует каким-либо прагматическим установкам. Установлено, что хронологически первичной может быть не оценка, сформированная в сознании, а осознаваемая потребность оценочного высказывания. В монографии обоснована научная релевантность нового лингвистического направления – когнитивно-коммуникативной аксиологии изображенного дискурса, целью которого является изучение когнитивных процессов, происходящих в сознании участников общения при порождении и восприятии оценки, на основании изучения внутренней речи коммуникантов и их невербального поведения, описанных автором художественного произведения. Составлена таксономия положительно-оценочных речевых актов, функционирующих в литературном дискурсе и в кинодискурсе. Классифицированы общие и дифференцированные иллокутивные цели речевых актов положительной оценки, их объекты и предметы, рассмотрен перлокутивный эффект данных актов и условия их успешности. В диссертации обоснована невозможность классифицировать то или иное высказывание положительной оценки только на основании критерия объекта оценки (предмет / человек, собеседник / третье лицо) или критерия предмета оценки. Следует также принимать во внимание взаимоотношения объекта оценки и адресата оценки (принадлежность, авторство, родство), искренность/неискренность адресанта оценки, а также его иллокутивные цели, фоновые знания и оценочные стереотипы. Все эти сведения читатель литературного художественного произведения получает из авторского комментария и изображенной внутренней речи персонажей. Искренность оценочных высказываний не является дихотомичной величиной по принципу: да/нет, а должна быть представлена как оппозитивно структурированный континуум, в пределах которого располагаются высказывания от полностью искренних до полностью неискренних, лживых. Высказывания, которые помещаются в неконечных точках шкалы, являются неопределенными, читатель, зритель могут приписывать им искренность или неискренность на основании интерпретации экстралингвального контекста. Проведение конверсационного анализа позволило систематизировать функционирование оценочных высказываний в литературной персонажной речи как тактик реализации коммуникативной стратегии и как коммуникативных ходов инициирующей, реагирующей и другой направленности. Как показывает проведенный конверсационный анализ фактического материала, глобальными стратегиями, объединяющими речевое поведение адресантов всех высказываний положительной оценки, являются стратегии выражения положительной оценки и эмоциональной разрядки / воздействия на эмоциональное состояние собеседника. В той или иной степени адресанты положительно-оценочных высказываний руководствуются стратегиями позитивной и негативной вежливости, а также стратегией манипулирования. РА одобрения, похвалы, комплимента и лести в пределах одного репликового шага зачастую комбинируются с другими актами (РА приветствия, благодарности, просьбы, возражения, совета, поощрения, удивления, упрека, порицания, извинения, сожаления, самоуничижения, поздравления), а также комбинируются друг с другом. Аранжировка речевых актов в пределах одного коммуникативного шага определяется стратегической установкой говорящего, которой он волен следовать полностью, частично или воспринимать предлагаемый собеседником план, прибегая к различным коммуникативно-прагматическим структурам. Подсчет частотности употребления оценочной лексики позволил выявить ряд тенденций в языковой реализации положительной оценки адресантами одобрения, похвалы, комплимента и лести. Установлены оценочные и аффективные прилагательные, существительные, глаголы, свойственные всем положительно-оценочным РА, части из них, а также свойственные только одному из исследуемых РА. Дифференцированы предикативные единицы, а также типы предложений, реализующие положительную оценку в англоязычном художественном дискурсе. Установлены лексико-стилистические и синтаксические стилистические средства интенсификации положительной оценки, как общие, так и дифференциальные. В диссертации впервые с когнитивно-прагматических позиций исследован оценочный потенциал паравербальных (невербальных и интонационных) средств коммуникации. Паравербальные средства позволяют различать высказывания оценки разной степени искренности и экспрессивности, иронические, формальные и лживые высказывания положительной оценки. Аудиторский и электро-акустический анализ интонационной организации положительно оценочных высказываний в англоязычном кинодискурсе позволил заключить, что высказывания одобрения, похвалы, комплимента и лести обнаруживают ряд общих и ряд специфических отличительных характеристик.
Thesis as the published monograph for a Doctoral Degree in Philology. Speciality 10.02.04 – Germanic languages. – Odesa I. Mechnikov National University, Odesa, 2017. The research explores the cognitive pragmatic properties and regularities of Positive Evaluation communicative manifestation. It reports on pragmatic peculiarities of a cognitive judgement production and its transformation into a communicative utterance. The work formulates research methodology of a new linguistic trend – cognitive communicative axiology of reproduced discourse. The monograph provides a positive evaluative taxonomy of approval, praise, compliment and flattery speech acts, functioning in English Literary Discourse and Film Discourse. The illocutionary aims and the perlocutionary effect of approval, praise, compliment and flattery speech acts have been outlined. Positive evaluative utterances have also been explored by means of Conversation Analysis as tactics realising certain communicative strategies, as well as initiating, responding and follow-up communicative moves. The research also elaborates on the conversational patterns that approval, praise, compliment and flattery speech acts form, combining with each other, as well as with other speech acts within a communicative turn. Lastly, paraverbal (nonverbal and prosodic) realisation of Positive Evaluation in English Film Discouse has been determined.
Опис
Науковий консультант: доктор філологічних наук, професор Колегаєва Ірина Михайлівна, Одеський національний університет імені І.І. Мечникова, завідувач кафедри лексикології та стилістики англійської мови.
Ключові слова
оцінка, мовленнєвий акт, схвалення, похвала, комплімент, лестощі, комунікативна стратегія, комунікативна тактика, комунікативний хід, комунікативний крок, оценка, речевой акт, одобрение, похвала, комплимент, лесть, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, коммуникативный ход, коммуникативный шаг, иссертация в виде опубликованной монографии на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки. – Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Одесса, 2018. В диссертации описана когнитивно-прагматическая природа, а также закономерности коммуникативного проявления положительной оценки. Анализ когнитивных процессов в изображенном мышлении персонажа художественного произведения позволил установить варианты преобразования, редуцирования, интенсификации оценки при ее реализации в коммуникативной ситуации. Представляется, что оценивание как когнитивный процесс в сознании человека происходит постоянно, а формулирование оценки и ее внешнее 37 выражение имеет место значительно реже. Желание / нежелание субъекта вывести оценку во внешнее общение определяется рядом прагматических факторов. В исследовании установлено, что оценка, сформулированная в сознании, далеко не всегда совпадает по интенсивности и даже по знаку (плюс / минус) с оценкой, сформулированной вербально или невербально. Обоснована целесообразность выделения оппозиции «оценочность» – «безоценочность» и отвергается возможность существования нейтральной оценки: если объект попал в сферу интересов индивида, то непременно формулируется оценка: положительная, отрицательная, смешанная. Не всякая оценка, сформированная в сознании человека, преобразуется в адекватное высказывание. Например, правила этикета не всегда позволяют коммуниканту выразить свою негативную оценку: он может промолчать либо выразить ее в преуменьшенном виде, а подчас высказать противоположное положительно-оценочное суждение. Положительная оценка не получит вербального или паравербального воплощения, если субъект оценки испытывает зависть или злость, либо следует каким-либо прагматическим установкам. Установлено, что хронологически первичной может быть не оценка, сформированная в сознании, а осознаваемая потребность оценочного высказывания. В монографии обоснована научная релевантность нового лингвистического направления – когнитивно-коммуникативной аксиологии изображенного дискурса, целью которого является изучение когнитивных процессов, происходящих в сознании участников общения при порождении и восприятии оценки, на основании изучения внутренней речи коммуникантов и их невербального поведения, описанных автором художественного произведения. Составлена таксономия положительно-оценочных речевых актов, функционирующих в литературном дискурсе и в кинодискурсе. Классифицированы общие и дифференцированные иллокутивные цели речевых актов положительной оценки, их объекты и предметы, рассмотрен перлокутивный эффект данных актов и условия их успешности. В диссертации обоснована невозможность классифицировать то или иное высказывание положительной оценки только на основании критерия объекта оценки (предмет / человек, собеседник / третье лицо) или критерия предмета оценки. Следует также принимать во внимание взаимоотношения объекта оценки и адресата оценки (принадлежность, авторство, родство), искренность/неискренность адресанта оценки, а также его иллокутивные цели, фоновые знания и оценочные стереотипы. Все эти сведения читатель литературного художественного произведения получает из авторского комментария и изображенной внутренней речи персонажей. Искренность оценочных высказываний не является дихотомичной величиной по принципу: да/нет, а должна быть представлена как оппозитивно 38 структурированный континуум, в пределах которого располагаются высказывания от полностью искренних до полностью неискренних, лживых. Высказывания, которые помещаются в неконечных точках шкалы, являются неопределенными, читатель, зритель могут приписывать им искренность или неискренность на основании интерпретации экстралингвального контекста. Проведение конверсационного анализа позволило систематизировать функционирование оценочных высказываний в литературной персонажной речи как тактик реализации коммуникативной стратегии и как коммуникативных ходов инициирующей, реагирующей и другой направленности. Как показывает проведенный конверсационный анализ фактического материала, глобальными стратегиями, объединяющими речевое поведение адресантов всех высказываний положительной оценки, являются стратегии выражения положительной оценки и эмоциональной разрядки / воздействия на эмоциональное состояние собеседника. В той или иной степени адресанты положительно-оценочных высказываний руководствуются стратегиями позитивной и негативной вежливости, а также стратегией манипулирования. РА одобрения, похвалы, комплимента и лести в пределах одного репликового шага зачастую комбинируются с другими актами (РА приветствия, благодарности, просьбы, возражения, совета, поощрения, удивления, упрека, порицания, извинения, сожаления, самоуничижения, поздравления), а также комбинируются друг с другом. Аранжировка речевых актов в пределах одного коммуникативного шага определяется стратегической установкой говорящего, которой он волен следовать полностью, частично или воспринимать предлагаемый собеседником план, прибегая к различным коммуникативно-прагматическим структурам. Подсчет частотности употребления оценочной лексики позволил выявить ряд тенденций в языковой реализации положительной оценки адресантами одобрения, похвалы, комплимента и лести. Установлены оценочные и аффективные прилагательные, существительные, глаголы, свойственные всем положительно-оценочным РА, части из них, а также свойственные только одному из исследуемых РА. Дифференцированы предикативные единицы, а также типы предложений, реализующие положительную оценку в англоязычном художественном дискурсе. Установлены лексико-стилистические и синтаксические стилистические средства интенсификации положительной оценки, как общие, так и дифференциальные. В диссертации впервые с когнитивно-прагматических позиций исследован оценочный потенциал паравербальных (невербальных и интонационных) средств коммуникации. Паравербальные средства позволяют различать высказывания оценки разной степени искренности и экспрессивности, иронические, формальные и лживые высказывания положительной оценки. Аудиторский и электро-акустический анализ интонационной организации положительно-оценочных 39 высказываний в англоязычном кинодискурсе позволил заключить, что высказывания одобрения, похвалы, комплимента и лести обнаруживают ряд общих и ряд специфических отличительных характеристик., speech act, evaluation, approval, praise, compliment, flattery, communicative strategy, communicative tactics, communicative move, communicative turn
Бібліографічний опис
Автореферат
DOI
ORCID:
УДК