Традиції ібсенівської «нової драми» в п’єсі Б. Шоу «Будинки вдівця»

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2017
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
Номер ISSN
Номер E-ISSN
Назва тому
Видавець
Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Анотація
У статті аналізуються інтертекстуальні прояви «нової драми» Г. Ібсена у п’єсі Б. Шоу «Будинки вдівця». Автор відступає від техніки «добре зробленої п’єси», мелодраматичної комедії, створюючи п’єсу-дискусію. Зберігаючи формальні ознаки комедії-мезальянсу, Б. Шоу відстоює позицію соціального впливу, детермінованості поведінки персонажа. Така форма організації п’єси реалізується у системі персонажів, які є моделями, що доводять авторську філософію, не просто поділяючись на добрих і злих. Персонажі п’єси — це живі люди зі своїми проблемами, тому проблематика і тематика п’єси є актуальною для глядачів, які також залучаються до дійства.
В статье анализируется интертекстуальное влияние «новой драмы» Г. Ибсена на пьесу Б. Шоу «Дома вдовца». Сохраняя внешние признаки «хорошо сделанной пьесы», Б. Шоу, вслед за Г. Ибсеном, отходит от этой техники к пьесе-дискуссии. Именно дискуссия становится основным принципом организации действия. Персонажи пьесы выступают не как традиционные в романтической комедии, а как модели, которые подтверждают авторскую философию: поведение человека в обществе социально обусловлено, а не объясняется его врожденными, генетическими чертами. Эту мысль автор постепенно доводит всем действием пьесы. Тематика и проблематика, форма организации пьесы включают в действие и зрителя, который становится соучастником события пьесы, считается причастным к происходящему. Шоу продолжил традицию Г. Ибсена, предметом изображения в пьесе делает самих людей и те жизненные ситуации, которые могут случиться с каждым.
The article analyzes the intertextual influence of G. Ibsen’s «new drama» on B. Shaw’s play «Widower’s Houses». Preserving the external signs of a «well-made play» B. Shaw, following G. Ibsen, departs from this technique for a play-discussion. It is the discussion that becomes the basic principle of the organization of action. B. Shaw defends the position of social influence. The characters of the play are not divided into good and evil. They act not as traditional ones in a romantic comedy, but as models that confirm the author’s philosophy: human behavior in society is socially conditioned, but not explained by his inborn, genetic traits. The author gradually brings this idea through the whole action of the play. Subjects and problems, the form of the organization of the play’s action include the viewer in the action, and he becomes an accomplice in the play’s action, and is considered to be involved in what is happening.
Опис
Ключові слова
інтертекстуальність, «нова драма», соціальна детермінованість, «добре зроблена п’єса», интертекстуальность, «новая драма», социальная детерминированность, «хорошо сделанная пьеса», intertextuality, «new drama», social determinacy, «well-made play»
Бібліографічний опис
Проблеми сучасного літературознавства = The problems of contemporary literary studies
DOI
ORCID:
УДК