Літературно-мистецька періодика в соціальнокомунікаційному просторі України початку ХХІ століття

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2010
Науковий керівник
Укладач
Редактор
Назва журналу
Номер ISSN
Номер E-ISSN
Назва тому
Видавець
Б. в.
Анотація
Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора наук із соціальних комунікацій за спеціальністю 27.00.01 — теорія та історія соціальних комунікацій. — Інститут журналістики Київського національного університету імені Тараса Шевченка. — Київ, 2010. Дисертація присвячена комплексному дослідженню ціннісно- функціонального статусу літератури в соціальнокомунікаційному просторі початку ХХІ ст., як його бачить та просуває українська літературно-мистецька журнальна періодика, що є суб’єктом представлення та формування цього статусу. Побудовано концептуальну модель літературно-мистецького журнального видання, описано комунікаційний потенціал цього медіасуб’єкта та здійснено комплексний, системний і узагальнювальний кількісно-якісний моніторинг сучасної української літературно-мистецької журнальної періодики, досліджено її контент, комунікативні наміри, аудиторну орієнтацію, потенціал формату. Здійснено діагностику й прогнозування діяльності українських часописів про літературу в умовах сучасності як культури тотальної інформаційності.
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук по специальности 27.00.01 — теория и история социальных коммуникаций. — Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. — Киев, 2010. Диссертация посвящена исследованию социальных коммуникаций, в которых реализуется искусство слова сегодня и которые являются источником осмысления ценности и значимости художественной литературы в конкретных историко-культурных условиях, а также фактором осмысления новых свойств культурной реальности в аспекте ее коммуникативного потенциала. В научный оборот введена категория «культура тотальной информационности» для обозначения современности как этапа становления нового типа общества, описаны ее коммуникативные особенности, проявленные на уровне организации информационного и масс-медийного пространств, установлены коммуникативные факторы, систематизированы и описаны формы и тенденции креативной и рецептивной реализации художественной литературы в контексте современности. Комплексно исследован ценностно-функциональный статус литературы в социальнокоммуникативном пространстве начала ХХІ в., как его видит и продвигает украинская литературно-художественная журнальная периодика, являющаяся субъектом презентации и формирования этого статуса. Также сформирована и описана концептуальная модель литературно- художественного журнального издания, изучен коммуникативный потенциал этого медиасубъекта; осуществлен комплексный, системный и обобщающий количественно-качественный мониторинг современной украинской литературно-художественной журнальной периодики, исследован ее контент, коммуникативные намерения, аудиторная ориентация и потенциал формата; осуществлена диагностика и прогнозирование деятельности украинских журналов о литературе в условиях современности как культуры тотальной информационности; дана интерпретация программности и коммуникативных установок современных украинских журналов, отслеживающих жизнь литературы. Исследование развития современной информационной культуры и социальных коммуникаций относительно литературы дало возможность определить, что литературно-художественная журнальная периодика, выступая коммуникатором, способствует размыванию границ между литературой как социокультурным пространством и другими участками социальной реальности, нивелируя автономность этого поля, а с ней — собственный авторитет и весомость, а также и «символический капитал» искусства слова. Констатировано, что в социальных коммуникациях относительно литературы больше заинтересовано сообщество писателей, активно использующее периодику как канал коммуникации с читателями, для которых журнал выступает не столько источником широкого ознакомления с литературой как социокультурным пространством, сколько фактором сетевой идентификации сообщества единомышленников или ценителей определенного вида литературной продукции, разнообразие которой при этом существенно поляризует, дезориентирует как креативную, так и рецептивную деятельность. Литературно-художественная периодика демонстрирует неэффективность коммуникации между производителями и потребителями искусства слова, гармонизация же отношений литературы и ее публики достигается через запросы и предложения, описанные в работе как движение к «горизонтализации» (семантическому упрощению, технологизации) литературы на уровне и письма, и чтения.
Dissertation for the Doctoral Degree in Social Communication Studies in speciality 27.00.01 — Theory and History of Social Communications. — The Institute of Journalism of Taras Shevchenko National University of Kyiv. — Kyiv, 2010. The dissertation describes a complex study on values of functional status of literature in the field of social communication at the beginning of the XXI century as it is portrayed and set forth by Ukrainian literary-artistic magazines, that is the subject of presentation and formation of the status. The conceptual model of a literary-artistic magazine is formulated; the communication potential of this mediasubject has been described; complex, systematic and generalized quantative and qualitive monitoring of modern Ukrainian literary-artistic magazines has been fulfilled, its content, communication intentions, audience orientation and potential of format have been investigated. Diagnosis and prognosis of the activity of Ukrainian literary-artistic magazines in the present condition, as the culture of total information, have been done.
Опис
Ключові слова
мас-медіа, формат, медіасуб’єкт, соціальні комунікації, моніторинг мас-медіа, комунікативні наміри, аудиторна орієнтація, літературно-мистецька періодика, культура тотальної інформаційності, масс-медиа, медиасубъект, социальные коммуникации, мониторинг масс-медиа, коммуникативные намерения, аудиторная ориентация, литературно-художественная периодика, культура тотальной информационности, mass media, format, mediasubject, social communication, monitoring of mass media, communication intentions, audience orientation, literary-artistic magazines, culture of total information
Бібліографічний опис
Літературно-мистецька періодика в соціальнокомунікаційному просторі України початку ХХІ століття [Електронний ресурс] : автореф. дис ... д-ра наук із соц. комунікацій : 27.00.01 "Теорія та історія журналістики" / О. А. Іванова ; ОНУ ім. І.І. Мечникова, Філол. ф-т, Каф. журналістики . – Електрон. кн. – Київ, 2010 . – 32 с.
DOI
ORCID:
УДК