Please use this identifier to cite or link to this item: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/11163
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorІванова, Олена Андріївна-
dc.contributor.authorИванова, Елена Андреевна-
dc.contributor.authorIvanova, Olena A.-
dc.date.accessioned2017-10-25T11:25:27Z-
dc.date.available2017-10-25T11:25:27Z-
dc.date.issued2000-
dc.identifier.citationХудожній світ Пастернака-лірика : Автореф. дис... канд. філол. наук / О. А. Іванова . – Одеса : Б. в., 2000 . – 20 с.uk
dc.identifier.urihttp://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/11163-
dc.description.abstractДисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук зі спеціальності 10.01.02 – російська література. – Одеський національний університет ім.І.І. Мечникова, Міністерство освіти і науки України, м.Одеса, 2000 р.У дисертації досліджується художня система лірики Б. Пастернака в якості художнього світу, що нею породжується. Доводиться, що даний підхід суттєво розширює рамки наукового дослідження специфіки окремого феномена літературного процесу шляхом аналізу його художньої онтології, залишаючись у межах дескриптивно-іманентного опису художньої системи із застосуванням феноменологічного, герменевтичного, текстологічного та структурно-семантичного методів. Художня реальність Пастернака-лірика має містеріальний характер, розгортається безпосередньо “тут і зараз”, завжди конкретна, не надається для відчуженого спостереження й дійсна тільки для того, хто бере в ній участь. Вона пульсує, створюючись кожної миті заново. Контекст становлення-проявлення реальністю самої себе на рівні поетичного його втілення суміщує, обіймає контексти всіх учасників естетичної діяльності (автора, героя, читача), а образ світу, що виникає в ліричному тексті, має просторові ознаки - ознаки топографічності та топологічності. Пастернаківське ж слово про світ – максимально суб’єктивоване і невіддільне від контексту події, що відбувається у світі і зі світом.uk
dc.description.abstractДиссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.02 – русская литература. – Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, Министерство образования и науки Украины г.Одесса, 2000 г. В диссертации осуществляется попытка внутренне непротиворечивого описания художественной системы лирики Б. Пастернака как уникального образования с выявлением тех качеств, которые определяют его художественную ценность, поэтому исследование посвящено рассмотрению лирической системы Пастернака в качестве особого поэтического феноменахудожественной реальности. Подобный ракурс литературоведческого анализа специфики художественного явления актуален как для пастернаковедения, осознающего необходимость изучения своеобразия созданной Пастернаком художественной системы на основании целостного ее описания, так и для теории литературы, продолжающей поиски адекватных методов анализа художественных феноменов. В данной работе литературоведческий анализ особенностей и закономерностей поэтической системы осуществляется путем анализа ее художественной онтологии, что переориентирует анализ художественной системы в сферу законов ее художественного бытия. Исследование целого художественной системы Пастернака-лирика проводится на основе комплексного подхода, который опирается на единую научную теорию поэтической системы как художественного мира, что создает условия для последовательно-непротиворечивого описания уникальности художественного опыта Пастернака и интерпретации отдельных свойств данной лирической системы. “Художественный мир” – литературоведческая категория, призванная описывать произведение (систему произведений) как возникающий в результате эстетической деятельности уникальный феномен, с одной стороны, и качество самого произведения быть художественным миром, что означает создание условий, при которых вырабатываются и обретают статус единственно полномочных законы и способы актуализации вымышленных автором художественных явлений, с другой. Между закономерностями художественного мира произведения и организацией художественной системы (внутреннего ее строения, художественного оформления и восприятия) существуют взаимно однозначные соответствия. В связи с таким пониманием природы художественной реальности исследование художественного мира Пастернака-лирика включало три этапа: дескриптивно-герменевтическое описание художественного мира как существующего феномена, анализ законов, структуры и характера протекания процессов в нем; системно-целостное исследование способов внутренней организации мира (функционирование категорий “автор”, “герой”, “читатель” в качестве миропорождающих субъектов); исследование объективации художественного мира в структуре произведения по законам поэтики, что предполагало структурно-семиотический и семантико-текстологический анализ сюжетно-фабульного уровня лирики Б. Пастернака, структуры художественного образа данной поэтической системы, включая его пространственно-временные параметры, а также анализ коммуникативного статуса лирического текста. Художественная реальность Пастернака-лирика отличается мистериальным характером, будучи растущим, становящимся и не равным в каждое иное мгновение самому себе бытием, которое приобщает к себе, устраняя возможность отчужденности и наделяя каждого ролью в происходящем. Способ организации процессуальности в художественном мире Пастернака-лирика может быть сведен к схеме, являющейся общей для всякого события, имеющего здесь место: “стихия (сила-чувство, несущая изменения в мир) - атрибут-индикатор (орудие воздействия на мир и фактор проявления воздействия) - смещенный мир (новое состояние мира)”. Художественный мир Пастернака-лирика сплошь активен и процессуально проявлен, в нем наличествует множество актантов, выполняющих колоссальные объемы работы, в результате которой рождается мир и все в нем.В лирике Пастернака на уровне организации ее художественного целого наблюдается совмещение контекстов созерцающего (автора), действующего (героя) и воспринимающего (читателя) в контексте происходящего - контексте совершающегося процесса становления-проявления реальностью самой себя, что определяет такие ее черты, как максимальная субъективность и столь же предельный фактографизм, эстетическая неустойчивость и этическая ориентированность, открытость и многоплановость. Закон всеобщего родства и фундаментальной связности, характерный для вещей, явлений, процессов художественного мира Пастернака-лирика, обеспечивается одновременной повсеместной и безраздельной телесно-духовной одноприродностью всего существующего в нем, а способом существования в данной реальности является взаимообретение, строящееся по типу субъект-субъектных отношений как взаимодействие-касание и взаимодействие-диалог. Образ мира Пастернака-лирика (воплощение художественной реальности в структуре лирического текста по законам поэтики) имеет пространственные показатели, отличаясь топографичностью и топологичностью, моделирование мира максимально статично: динамика стремится к фиксированному воплощению, в связи с чем, при ярко выраженной фабульности данной поэтической системы, ее характеризует принципиальное отсутствие развернутой сюжетности. При рассмотрении лирических текстов Пастернака в качестве сообщений о художественном мире оказалось, что коммуникативный статус лирики Пастернака характеризуется диалогичностью, причем диалог представляет собой не только диалог субъектов речи, но и субъектов сознания, отчего сообщение о мире – полистилистично, индивидуализировано, интимно и несамоценно.uk
dc.description.abstractIn the thesis the artistic system of Pasternak’s poetry is investigated as an artistic world produced by that system. It is proved that this approach extends the boundaries of scientific research of the specificity of a separate phenomenon of literary process by means of analysing its artistic ontology, with analysis remaining within the bounds of immanent hermeneutic description of the artistic system, textology and structural-semantic investigation. The artistic reality of Pasternak’s lyric poetry is notable for its mysterial nature, it reveals itself “here and now”, is always concrete and cannot be observed estrangedly, it is actual only for those who participate in it. This reality pulsates and is at each moment created anew. The reality’s formation-manifestation context on the level of its poetic realization unites all the participants of aesthetic activity (author, character, reader) and the image of the world which arises in the lyrical text has space markers – topographical and topological. Pasternak’s word about surrounding world is highly subjective and inseparable from the context of events which happen in the world and with the world.uk
dc.language.isoukuk
dc.subjectхудожній світuk
dc.subjectестетична діяльністьuk
dc.subjectхудожня системаuk
dc.subjectлірикаuk
dc.subjectобразuk
dc.subjectструктураuk
dc.subjectсемантична і формальна організаціяuk
dc.subjectсвітопороджуючий суб’єктuk
dc.subjectхудожественный мирuk
dc.subjectэстетическая деятельностьuk
dc.subjectхудожественная системаuk
dc.subjectлирикаuk
dc.subjectсемантическая и формальная организацияuk
dc.subjectмиропорождающий субъектuk
dc.subjectartistic worlduk
dc.subjectaesthetic activityuk
dc.subjectpoetic systemuk
dc.subjectlyric poetryuk
dc.subjectimageuk
dc.subjectstructureuk
dc.subjectsemantic and formal organizationuk
dc.subjectworld generating subjectuk
dc.titleХудожній світ Пастернака-лірикаuk
dc.title.alternativeХудожественный мир Пастернака-лирикаuk
dc.title.alternativeThe artistic world of Pasternak’s poetryuk
Appears in Collections:Автореферати ФЖРВС

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
художній світ П.pdf324.2 kBAdobe PDFThumbnail
View/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.